ОО314 - Рабочая программа воспитания

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 314

Приложение к ООП НОО
Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ № 314
от 24.02.2025 № 1-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ СОШ № 314

Екатеринбург

Рабочая программа воспитания
1.
Пояснительная записка.
1.1. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими
программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего
профессионального образования.
1.2. Программа воспитания:
- предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в Школе;
- разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
Школой, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей);
- реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания;
- предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
- предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1.4.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой,
контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.
2.
Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в Школе определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в
сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
2.3. Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
2.4. Задачи воспитания обучающихся в образовательной организации:
- усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений,
применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.5. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
2.6. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности.

3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства.
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
2.7. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения
требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания
обучающихся
на
основе
российских
базовых
(гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение;

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние

людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3.
Содержательный раздел.
3.1. Уклад образовательной организации.
Уклад задает порядок жизни Школы и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад Школы удерживает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в
основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытный облик Школы и ее репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Школа № 314 создана в 2025 году в Кировском районе города Екатеринбурга, в
самом центре культурного и интеллектуального кластера города Екатеринбург: УрФУ
имени Первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, Гуманитарный
университет, Уральский государственный юридический университет, Уральский Филиал
Академии Наук, ЦК «Урал», Свердловская государственная академическая филармония,
Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета,
Екатеринбургский муниципальный театр Юного Зрителя, Дом детства и юношества
Кировского района, объединение клубов «Социум», Свердловская областная библиотека
для детей и юношества.
Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения – создавать условия, в
которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт
деятельности, позволяющий этим ценностям проявляться, учатся видеть и решать
разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных
ожиданий, амбиций, профессионального роста.
Для того, чтобы удовлетворить запросы всех участников образовательных
отношений, школа использует все возможности микросоциума.
Особое место в школе отводится организации внеурочной деятельности через
творческие объединения, кружки и спортивные секции. На базе школы оборудованы и
оснащены кабинеты предметных областей «Труд (технология)», «Информатика», «Основы
безопасности жизнедеятельности и Защиты Родины», планетарий, библиотека, место для
коворкингов. Условия вновь построенной школы № 314 обеспечивают возможности для
организации дополнительного образования школьников.
Процесс воспитания в МАОУ СОШ № 314 ориентирован на интеграцию урочной и
внеурочной деятельности, дополнительного образования через создание событийного
пространства в детско-взрослой среде. В школе будет организована система традиционных

школьных событий, в которую будут включены не только обучающиеся, их семьи и
педагогические работники, но и социальные партнеры. Создаются такие условия, чтобы по
мере взросления ребенка увеличивалась и его роль в этих совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора). Педагоги школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия участников образовательных отношений:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка в
образовательной организации;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- привитие навыков культуры поведения обучающихся, обеспечивающих вхождение
личности в общество;
- раскрытие творческого потенциала учителя и ученика;
- создание комфортных условий для развития личности ребёнка;
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле. Все модули взаимосвязаны и выстроены в соответствии с
значимостью в системе воспитательной системы школы.
Модуль "Урочная деятельность".
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;

- организацию наставничества по модели «ученик-ученик» мотивированных и
эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками
и
педагогическими
работниками,
соответствующие
укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее
поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- использование менторинга, вида поддерживающих отношений и эффективного
способа передачи знаний, опыта от более опытного эксперта, (ментора) менее опытному
(менти), который ведет к профессиональному развитию и прогрессу менти, раскрытию его
потенциала и личному росту. В качестве ментора могут выступать обучающие старших
классов, которые рассказывают, объясняют, ведут урок у обучающихся младших классов;
- применение театральной педагогики (дидактического театра), где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий (дебаты), которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию
с другими детьми;
- использование игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе,
помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
- использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения:
программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные
презентации, видео-лекции, онлайн-уроки, онлайн-конференции и т.д.
Модуль "Внеурочная деятельность".
За основу организации внеурочной деятельности в школе принята смешанная
модель. В условиях смешанной модели школа организует внеурочную деятельность с

опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их пополнения за счет
других учреждений, на основе чего разрабатывает механизм взаимодействия, отвечающей
потребностям реализации программ внеурочной деятельности. Преимущества смешанной
модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность,
создании единого образовательного и методического пространства в образовательном
учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных
подразделений. Выбор тематической направленности курсов, форм и методов работы
осуществляется с учетом интересов обучающихся, квалификации педагогов, состояния
учебно-материальной
базы
школы.
Перечень
согласуется
с
родительской
общественностью.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность приобрести социально значимые знания, получить опыт
участия в социально значимых делах;
формирование в клубах, студиях, кружках, мастерских и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов:
Познавательная деятельность:
- предметные недели;
- библиотечные уроки;
- музейные уроки;
- конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др;
- участие в поисково-исследовательских конференциях;
- участие в олимпиадах;
- разработка проектов к урокам;
- деятельность классного руководителя.
Художественная деятельность:
- организация экскурсионной деятельности;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города,
области;
- деятельность классного руководителя
Спортивно-оздоровительная деятельность:
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,
внутришкольных спортивных соревнований;
- проведение бесед по охране здоровья;
Коммуникативная деятельность:
- занятия в рамках курса «Разговоры о важном»
- занятия в рамках курса «Орлята России»

Модуль "Классное руководство".
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями.
Работа с классным коллективом:
выработка совместно с обучающимися законов класса («Кодекса взаимодействия»,
«Общего видения»), помогающих детям освоить нормы и правила общения друг с другом,
взаимодействия с педагогами;
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке;
проведение и анализ совместных дел; организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел с обучающимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны,
вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с
обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на командообразование;
походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями;
празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные
ученическими группами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
пропаганда здорового образа жизни, исключающая возможность появления
склонности к вредным привычкам, ориентирующая на бережное, компетентное отношение
к физическому и психическому здоровью своему и окружающих людей, потребность в
здоровом питании;
формирование культуры использования устройств мобильной связи с целью
снижения негативного влияния на здоровье, в том освоение правил безопасного
использования сотовых телефонов (исключение ношения устройств мобильной связи на
шее, поясе, в карманах одежды; максимальное сокращение времени контакта с
устройствами мобильной связи и (или) удаление устройств мобильной связи от головы в
момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры) и во время
ночного сна; ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого
приема сигнала сотовой связи);
формирование виртуальной культуры и культуры общения в сети, в социальных
мессенджерах как элемента общей культуры человека;
антикоррупционное воспитание, ориентированное на освоение ценностных
установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей
гражданской позиции относительно коррупции.

Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, через собеседование
(«Карта интересов воспитанников», «Карта занятости воспитанников» «Дневник
саморазвития обучающегося») в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом
беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в
его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и
дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио («Электронное портфолио класса», «Радуга талантов»), в которых дети
не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но
и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого
года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом развивающих бесед, участие в проекте наставничества;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения
усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей,
о жизни класса в целом;
помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса,

общешкольных дел;
проведение «Дней открытых дверей» для родителей два раза в год;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
выездных мероприятий, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль "Основные школьные дела".
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Ключевые
общешкольные дела — это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами и родителями в единый сплоченный коллектив.
Ключевые дела, проводимые самими обучаемыми, ставят их в ответственную позицию за
внеклассную жизнь, происходящую в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы
помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел:
экологической (комплекс просветительских и практических мероприятий,
направленных на решение проблем по охране природы (международная акция «День
земли»), участие в проекте «Зеленый листок», сбор макулатуры) и др.
патриотической (участие в мероприятиях различного уровня, в т.ч. общероссийских,
приуроченных ко Дню Победы («Бессмертный полк», «Всероссийская книга памяти.), Дню
защитника Отечества.
спортивной (участие во всероссийских акциях «Кросс Нации», «Лыжня России»,
районных эстафетах «Весна Победы», «За индустриальные кадры», районной спартакиаде,
возрождение ГТО)
трудовой направленности (участие в общегородских субботниках, мероприятиях по
поддержанию порядка в школе, классе), ориентированные на преобразование окружающего
школу социума;
открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых
дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на
которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры,
представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные
поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города,
страны.
Работа с классным коллективом:
общешкольные праздники и мероприятия – ежегодно проводимые творческие
(связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, в которых
участвуют все классы школы);
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей («Посвящение в
первоклассники», «Посвящение в пятиклассники», «Школьный экватор»);
театрализованные выступления (актив учащихся, учителей, родителей). Они
создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют

сплочению детского, педагогического и родительского сообществ;
предметные недели (октябрь-апрель) планируются и проводятся педагогами, в
соответствии с планами методических объединений
мероприятия, организуемые по направлениям профилактической работы в течение
учебного года;
церемонии награждения (систематически, по итогам учебных четвертей и года)
школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах значительный вклад в развитие школы. Это
способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства
доверия и уважения друг к другу. Церемонии награждения осуществляются на уровне
ступеней образования на выпускных вечерах (9, 11 класс), на празднике прощания с
начальной школой (4 класс).
выбор и делегирование представителей классов ответственных за подготовку
общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
Традиционные классные праздники, приуроченные к календарным датам: «День
знаний», «День учителя», «Новый год», «Декада Героев» «День защитника Отечества»,
«Международный женский день», «День Победы!» и др.
Индивидуальная работа с обучающимися:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа
ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками,
с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль "Внешкольные мероприятия".
Общие внешкольные мероприятия, в том числе
организуемые
совместно
с
социальными партнёрами общеобразовательной организации;
внешкольные тематические
мероприятия
воспитательной
направленности,
организуемые педагогами по изучаемым общеобразовательной организации учебным
предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль "Организация предметно-пространственной среды".
Окружающая ребенка предметно-пространственная среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию
у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию
ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
создание школьной символики (разработка гимна, значка, вымпела/флага,
логотипа);
разработка и реализация дизайн-проектов оформления рабочих зон школьного
пространства (кабинеты, коридоры, размещение на стенах школы сменяемых экспозиций:
творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал,
фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых
делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
обновление содержания школьных музейных уроков;
развитие экспозиции музея истории школы;
разработка для учащихся интерактивного курса по истории школы;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного книгообмена;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и
творческие способности (Дверь в Новый год);
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.).
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в образовательную
организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики
Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися)
с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных

исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
изготовление,
размещение,
обновление
художественных
изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры
народов России;
организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
оформление и обновление стендов в помещениях, содержащих в доступной,
привлекательной
форме
новостную
информацию
позитивного
гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся и другие;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение
территории при образовательной организации;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися,
их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль "Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
для эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными
представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
«Дни открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
административный прием для родителей по вопросам учебно-воспитательного
процесса в школе;
открытое письмо директора как форма доверительного взаимодействия с
родительской общественностью;
видеообращения директора школы, посвящённые знаковым датам в истории страны

и школы;
поощрение родителей нематериальными знаками внимания (благодарственные
письма администрации школы за воспитание ребенка, вручаемые на торжественных
церемониях вручения аттестатов);
привлечение родителей к участию в контрольных мероприятиях по следующим
направлениям: родительский контроль питания, родительский контроль по соблюдению
объективности процедур государственной итоговой аттестации и проведению школьного
этапа ВСОШ;
привлечение родителей в организацию социально-значимых дел школы (школьная
конференция «Город мастеров», «Масленица», «Зарница»);
социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы;
просвещение родителей по вопросам формирования у детей культуры
использования устройств мобильных связи, иных гаджетов, безопасному поведению в сети,
профилактики виртуальной и иных видов зависимостей, пропаганды здорового образа
жизни.
Индивидуальная работа с родителями (законными представителями):
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
адресная помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальноправовой патронаж (Благотворительная акция в рамках школьной конференции «Город
мастеров»);
индивидуальное сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности.
Модуль "Самоуправление".
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Детское самоуправление в школе осуществляется
следующим образом:
через работу постоянно действующего школьного актива совместно с инициативной
группой, организующего проведение личностно значимых для школьников событий,
ключевых общешкольных мероприятий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
флешмобов, мастер-классов);
через деятельность оперативного отряда, созданного в школе для поддержания
правовой культуры, порядка и дисциплины обучающихся. Мероприятия, проводимые
членами отряда: дежурство по школе, проведение военно-спортивных праздников, участие
в военно-спортивных мероприятиях различных уровней;
через деятельность волонтерского отряда;
Волонтёрская деятельность для школьника – это возможность быть вовлеченными в

активную социальную деятельность, в деятельность общества и влиять на это общество.
Спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, очень широк, поэтому каждый
учащийся может выбрать для себя тот вид добровольческой деятельности, который
отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные устремления.
Можно выделить следующие направление волонтерской работы, осуществляемой в
Школе:
- работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, инвалиды,
пожилые люди, ветераны);
- помощь детским больницам (детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
- помощь животным, работа в приютах для животных, добровольная помощь
зоопаркам и заповедникам;
- защита окружающей среды;
- досуговая и творческая деятельность (организация свободного времени детей и
подростков, организация концертов, театральных выступлений, конкурсов, праздников и
др.);
- пропаганда ЗОЖ, помощь в организации и проведении спортивных мероприятий.
- через деятельность временных творческих групп, объединённых по интересам или
при подготовке к общешкольному делу;
Все объединения и группы работают в «дружной связке» друг с другом, создавая
мощное ядро самоуправления, постоянно притягивающее к себе новых участников,
вовлекая в работу учителей и родителей, основываясь на принципах сменяемости, но
неизменности (состав может измениться с уходом старшеклассников и приходом новых
ребят, но принципы работы остаются стабильными).
Работа классного коллектива:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса
лидеров (например, членов оперативного отряда), представляющих интересы класса в
общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных
органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (через систему распределяемых среди участников
ответственных должностей).
Индивидуальная работа с обучающимися:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций
по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой.
Модуль "Профилактика и безопасность".
Модуль «Профилактика и безопасность» направлен на организацию деятельности
педагогического коллектива по созданию в школе эффективной профилактической среды,
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в образовательной
организации предусматривает:
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения
безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска

обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные
детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и т. д.);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости
к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя
(походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе
профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной, художественной и др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Модуль "Социальное партнерство".
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные события и
т. п.);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, родительских) с
представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем,
касающихся жизни Школы, муниципального образования, региона, страны;

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль "Профориентация".
Совместная деятельность всех участников образовательных отношений по
профориентации включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка
– подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации,
формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Целью профориентационной работы является создание
условий для формирования готовности обучающихся к социальному, профессиональному
и культурному самоопределению в условиях рыночных отношений с учетом
востребованности профессий на рынке труда.
Важнейшими направлениями профессиональной ориентации в школе являются:
информирование
обучающихся
об
особенностях
различных
сфер
профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных
профессий;
учет особенностей местного, регионального, российского и международного спроса
на различные виды трудовой деятельности;
диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала
обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения
образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального
тестирования и тренинга в специализированных центрах);
создание условий для участия в профориентационных проектах различного уровня
— «Проектория» (сайт для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении
современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. Это
интерактивная цифровая платформа для профориентации. Обучающиеся школы выбирают
эту онлайн-площадку для коммуникации, выбора профессии, они заинтересованы
игровыми платформами с конкурсами, опросами, а также уникальным информационнообразовательным контентом), «Билет в будущее», «Профи-дебют».
- тематические классные часы;
- консультации психологов;
- организация предметно-эстетической среды (стенды по профориентации);
- встречи с представителями различных профессий;
- встречи с родителями (с выпускниками);
- экскурсии на предприятия;
- просмотр фильмов про специальности.
Ориентация на конкретную область профессиональной деятельности формирует у
учащихся мотивацию, осознанное отношение к получению сначала школьного, а затем и
профессионального образования, осмысленному построению образовательной и

профессиональной траектории.
В результате этой деятельности выпускник строит чёткий, пошаговый личный и
профессиональный план, ведущий его к успешной социализации и личностному успеху.
Работа с классным коллективом:
участие в проекте «Классные встречи»;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков на платформе «Проектория»);
проведение деловых игр, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять
решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах
профессий, о способах выбора профессий;
совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору
профессий;
прохождение профориентационного онлайн-тестирования, (тест Дж. Голланда
«Определение профессиональной направленности личности»);
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования.
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их
специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие
навыки;
Индивидуальная работа с обучающимися:
консультации педагогов для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей,
способностей и индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в
процессе выбора ими профессии;
участие в проектной деятельности;
участие в научно-практических конференциях;
составление учащимися профессиограмм будущей профессии (работа с матрицей
выбора профессии (Г.В. Резапкина)).
4.
Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Воспитательная работа ведется всем педагогическим коллективом Школы.
Работа всех педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит
ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных
ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя
и окружающих его людей.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса:
- заместитель директора по учебной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- заместитель директора по правовому воспитанию;
- советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями ;
- педагоги-психологи;
- педагоги–организаторы;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования;
- педагог-библиотекарь;
- руководители ШСК и театральных студий
В школе создано методическое объединение классных руководителей, которое
помогает учителям школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации,
обеспечивающей успешный воспитательный процесс.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросам
духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из главных вопросов в
реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия по подготовке кадров:
- сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших на
работу педагогических работников (работа школы наставничества);
- индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в том числе
и по вопросам классного руководства);
- контроль оформления учебно-педагогической документации;
- проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и
другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения обучающихся;
- участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
- участие в работе городских и региональных методических объединений,
представление опыта работы школы;
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными
актами:
Устав МАОУ СОШ № 314
Правила внутреннего распорядка обучающихся
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления
обучающихся
Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения
отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся
Положение о классном руководстве
Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Положение о Совете обучающихся
Положение о школьном спортивном клубе

Календарные планы воспитательной работы по уровням образования
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы
Положение о Центре детских инициатив
4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп (например, дети, из семей мигрантов, билингвы, дети в социально-опасном
положении), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями
(законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и
сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в классе, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития
каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы,
событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в
своих силах
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для
их успешной социальной адаптации и интеграции в школе;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей
и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся
с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием
адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов- психологов, учителей-логопедов,
учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной организации,
качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и другие);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать подтверждение личностных достижений, достижений в
группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов,
фото изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального
портфолио возможно ведение портфолио класса.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или
названий (номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их
успешностью, достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может
заключаться в материальной поддержке проведения в образовательной организации
воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных
форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и
их деятельности.
4.5. Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в Школе является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада
образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения,
отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования
воспитательной работы, подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие - это результат как
организованного социального воспитания, в котором образовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1) Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом,
социальным педагогом с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
- проблемы и затруднения в личностном развитии обучающихся, которые удалось
решить за прошедший учебный год;
- проблемы и затруднения, которые решить не удалось и почему;
- новые проблемы и трудности, которые появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2) Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной
деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно

насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и
беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
- реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
- реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельность классных руководителей;
- проведение общешкольных основных дел, мероприятий;
- проведение внешкольных мероприятий;
- создание и поддержка предметно-пространственной среды;
- взаимодействие с родительским сообществом;
- деятельность ученического самоуправления;
- деятельность по профилактике и безопасности;
- реализация потенциала социального партнерства;
- деятельность по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитанию) в
конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».