Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 314
Приложение к ООП СОО
Утверждено
приказом директора МАОУ СОШ № 314
от 24.02.2025 № 1-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МАОУ СОШ № 314
Екатеринбург
Рабочая программа воспитания
1.
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 314 (далее – Программа)
направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное
развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение
результатов освоения обучающимися образовательной программы среднего общего
образования.
1.1. Рабочая программа воспитания призвана обеспечивать:
− создание целостной образовательной среды, включающей урочную и
внеурочную деятельность, реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне
Организации, класса, занятия в творческих объединениях по интересам, культурные и
социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона,
потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся; целостность и единство воспитательных воздействий на обучающегося,
реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию
обучающихся, практическую подготовку;
− содействие развитию педагогической компетентности родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся в целях осуществления социализации
обучающихся в семье;
−
учет социальных потребностей семей обучающихся;
− совместную
представителями);
деятельность
обучающихся
с
родителями
(законными
− организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для
формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания
сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи,
этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других
культур;
− создание условий для развития и реализации интереса обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и самообразованию на основе рефлексии деятельности и
личностного самопознания; самоорганизации жизнедеятельности; формирования
позитивной самооценки, самоуважению; поиска социально приемлемых способов
деятельностной реализации личностного потенциала;
− формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции
личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и
правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний
о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся,
работник, гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе,
активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма;
− развитие у обучающихся опыта нравственно значимой деятельности,
конструктивного социального поведения в соответствии с этическими нормами
взаимоотношений с противоположным полом, со старшими и младшими, осознание и
формирование знаний о семейных ценностях, профилактике семейного неблагополучия,
принятие ценностей семьи, стремления к духовно-нравственному совершенствованию;
− стимулирование интереса обучающихся к творческой и интеллектуальной
деятельности, формирование у них целостного мировоззрения на основе научного,
эстетического и практического познания устройства мира;
− формирование представлений о современных угрозах для жизни и здоровья
людей, в том числе в информационной сфере; навыков безопасного поведения на дорогах,
в чрезвычайных ситуациях, содействие формированию у обучающихся убежденности в
необходимости выбора здорового образа жизни, о вреде употребления алкоголя и
табакокурения; осознанию необходимости следования принципу предвидения последствий
своего поведения;
− условия для формирования у обучающихся способности противостоять
негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья
воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического,
криминального и иного деструктивного характера;
− создание условий для формирования у обучающихся установки на
систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору
индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных
возможностей; для осознанного отношения обучающихся к выбору индивидуального
рациона здорового питания; для овладения обучающимися современными
оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены; в целях
недопущения употребления наркотических средств и психотропных веществ,
профилактики инфекционных заболеваний;
− осознание обучающимися взаимосвязи здоровья человека и экологического
состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и
общественного здоровья; участие обучающихся в совместных с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся видах деятельности, организуемых
Организацией и формирующих экологическую культуру мышления и поведения;
− формирование у обучающихся мотивации и уважения к труду, в том числе
общественно полезному, и самообслуживанию, потребности к приобретению или выбору
будущей профессии; организацию участия обучающихся в благоустройстве класса,
Организации, населенного пункта, в котором они проживают;
− информированность обучающихся об особенностях различных сфер
профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в
профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию
профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых
Организацией совместно с различными предприятиями, образовательными организациями,
центрами профориентационной работы, практической подготовки;
− оказание психолого-педагогической поддержки, консультационной помощи
обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей в том числе диагностику
мотивации, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для продолжения
получения образования и выбора профессии.
1.2. Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
−
описание особенностей воспитательного процесса;
−
цель и задачи воспитания обучающихся;
− виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических
работников, обучающихся и социальных партнеров Школы;
− основные направления самоанализа воспитательной работы в Школе.
1.3. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой Школой, совместно с семьей и другими институтами
воспитания.
1.4. Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе.
1.5. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы имеют право принимать участие Совет обучающихся, Совет
родителей, представительные органы обучающихся, детские общественные объединения и
организации (Совет старшеклассников, Юнармейский отряд, другие).
1.6. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской
общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
российского общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в Школе – личностное
развитие, проявляющееся:
−
в усвоении обучающимися знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (в усвоении социально значимых знаний);
−
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (в
развитии социально значимых отношений);
−
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении
опыта осуществления социально значимых дел).
1.7. Целью деятельности педагогов является обеспечение позитивной динамики
развития личности школьников. Сотрудничество педагога и ребенка, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
1.8. В Программе общая цель воспитания конкретизирована применительно к
возрастным особенностям школьников.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых ценностных отношений школьников:
−
к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
− к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
− к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
− к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
− к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
− к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
− к культуре, как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
− к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
− к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
− к самим себе, как творцам своей судьбы, ответственным за свое будущее
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника в подростковом возрасте, так как именно ценности во
многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени
основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с
их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных
взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление
их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый
возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания.
1.9. Работа всех педагогов, направленная на достижение поставленной в
Программе цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее
себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
1.10. Для достижения поставленной цели воспитания обучающихся в Программе
поставлены следующие основные задачи:
− реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
− реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
− вовлекать обучающихся в систему дополнительного образования и внеурочную
деятельности; реализовывать воспитательные возможности системы дополнительного
воспитания школьников;
− использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных продуктивных форм занятий с обучающимися;
− инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
− поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
− организовывать профориентационную работу с обучающимися, развивать
систему профессионального самоопределения школьников;
− развивать предметно-эстетическую
воспитательные возможности;
среду
школы
и
реализовывать
ее
− организовать работу с семьями школьников, родителями (законными
представителями) обучающихся, направленную на совместное решение проблем
личностного развития детей.
1.11. Рабочая программа воспитания опубликована в виде отдельного документа на
официальном
сайте
Школы
в
сети
«Интернет»
(Режим
доступа:
https://школа314.екатеринбург.рф/) в разделе «Образование», подразделе «Методические и
иные
документы,
разработанные
ОО»
(Режим
доступа:
https://школа314.екатеринбург.рф/sveden/education).