ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Арт-чудо»
(изобразительное искусство)
Возраст учащихся: 7 - 12 лет
Срок реализации программы: 2 года
Срок действия программы: 2025-2026 учебный год
Количество часов в год: 152 ч
г. Екатеринбург,
2025
1
Оглавление
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ ........................................................................... 3
АННОТАЦИЯ ........................................................................................................................... 6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................. 7
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................................... 13
Содержание программы. Стартовый уровень ..................................................................... 17
Содержание программы. Базовый уровень. ........................................................................ 29
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................................................ 37
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ........................ 40
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ........................................................................ 41
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК ................................................................................................ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................... 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ................................................................................................................... 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ................................................................................................................... 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ................................................................................................................... 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ................................................................................................................... 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ................................................................................................................... 57
2
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 314
Название программы
Дополнительная
общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
Направленность программы
Художественная
Возраст учащихся
От 7 до 12 лет
Год разработки
2025
Срок реализации
2 года
Количество
часов
на 4 часа/152 часа
реализацию программы
Цель
Развитие
художественно-творческих
способностей личности ребенка средствами
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства.
Задачи
Обучающие:
− познакомить с основами и особенностями
изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
− изучить жанры изобразительного искусства;
− познакомить
с
различными
художественными материалами и техниками;
− овладеть
основами
перспективного
построения фигур в зависимости от точки зрения;
− приобрести умения грамотно строить
композицию с выделением композиционного
центра.
Развивающие:
− развить
чувственно-эмоциональных
проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
− развить колористическое видение;
− сформировать
художественный
вкус,
способности видеть и понимать прекрасное;
− улучшить моторику, пластичность, гибкость
рук и точность глазомера.
Воспитательные:
− воспитывать у детей художественный вкус,
эстетическое восприятие
явлений и
предметов;
3
− формировать
опыт
творческого
самовыражения
в
искусстве,
заинтересованности в презентации своего
творческого продукта, опыта участия в
выставках, фестивалях;
− воспитывать
активную
социальную
позицию,
коммуникативные
навыки,
способствовать формированию дружного,
творческого коллектива.
Ожидаемые
результаты Личностные результаты:
освоения программы.
− сформирована мотивация к познанию и
саморазвитию;
− отражение
индивидуально-личностных
позиций в творческой деятельности;
− положительное отношение к культуре,
традициям и обычаям;
− развитие художественного вкуса;
− овладение художественными терминами.
Метапредметные результаты:
− умение
оценивать
правильность
выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
− умение
организовывать
учебное
сотрудничество и совместную деятельность;
− работать индивидуально и в группе:
формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.
Предметные результаты:
− сформированность
первоначальных
представлений о роли изобразительного искусства
в жизни и духовно-нравственном развитии
человека;
− ознакомление учащихся с выразительными
средствами различных видов изобразительного
искусства и освоение некоторых из них;
− ознакомление учащихся с терминологией и
классификацией изобразительного искусства.
4
Формы занятий
Методическое обеспечение
Условия реализации программы
(оборудование,
инвентарь,
специальные помещения, ИКТ и
др.)
Очная, групповая с возможностью использования
дистанционных технологий, применение которых
регламентировано нормативными документами
учреждения
В
качестве
дидактического
материала
необходимо иметь:
− наглядные пособия, схемы, чертежи,
видеоролики, презентации;
− методическая литература;
− детская литература с иллюстрациями
художников;
− фотографии диких и домашних животных;
− литература по искусству;
− вспомогательные
рисунки-образцы
по
изучаемой теме;
− репродукции
картин
известных
художников.
Учебное помещение (класс), соответствующий
санитарно-гигиеническим
требованиям
по
площади и уровню освещения, температурному
режиму, в кабинете имеются инструкции по
охране труда, правила поведения на занятиях,
инструкция по противопожарной безопасности.
Имеется в наличии необходимое оборудование:
столы,
стулья,
мольберты,
компьютер,
интерактивная доска, принтер и периферия.
Материалы и инструменты для живописи,
графики, ДПИ (за счет родителей).
5
АННОТАЦИЯ
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Артчудо» художественной направленности рассчитана на учащихся 7-12 лет и реализуется
в течение 2 лет. Объем программы 152 часа в год.
Программа состоит из трех модулей. Первый год обучения (стартовый уровень):
основы цветоведения и живописи; жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт; графика; основы декоративно-прикладного творчества; бумажная пластика;
художественная лепка. Первый год обучения (базовый уровень): композиция, рисунок,
живопись,
человек,
декоративно-прикладное
искусство,
бумажная
пластика,
тематическое рисование. Второй год обучения (базовый уровень): композиция, рисунок,
живопись,
человек,
декоративно-прикладное
искусство,
бумажная
пластика,
тематическое рисование.
Целью программы является развитие художественно-творческих способностей
личности ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии
«Леонардо» предназначена для развития художественного восприятия, изучению
произведений
искусства
и
художественной
жизни
общества,
подкрепленной
практической работой учащихся. Во время практических работ используются самые
разнообразные художественные материалы и техники, которые обладают своими
выразительными особенностями и содействуют развитию художественно-творческих
способностей,
индивидуальности,
самовыражения
учащихся.
Развитие
художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в
их содержательном единстве. Программа позволяет всесторонне развивать творческие
способности ребенка (воображение, пространственное мышление, колористический
вкус), дает возможность учащимся приобрести умения и навыки работы с различными
художественными материалами.
6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и
дополнениями)
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р)
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28
«Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»
А также другими Федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами
РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта РФ (Свердловская
область), содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере дополнительного
образования детей, нормативными и уставными документами МАОУ СОШ № 314.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании
учащихся. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного
мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого
потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры
ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Занятия учащихся изобразительным
искусством совершенствуют органы чувств, развивают наблюдательность, способность
анализировать, формировать индивидуальное видение. Кроме того, будучи сопряжено с
изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у
7
учащихся интерес к познанию культуры своего народа. Сегодня, когда во многих
общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится
ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему
дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Направленность программы- художественная.
Уровень освоения программы: стартовый - 1 год обучения, базовый- 1 год обучения.
Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа направлена на развитие мотивации растущей личности к
познанию и творчеству. Программа имеет инновационный характер. В системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного
творчества, что способствует развитию правого полушария. Нетрадиционное рисование
доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность
использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных
художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Например, в программе предусмотрено ознакомление учащихся с различными
видами графики –
гравюра на картоне. Знакомство с различными народными
промыслами дает понятие о различии между станковым изображением и декоративным;
расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом
разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов
в технике бумажной пластики (карнавальные маски) и др.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала):
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы
её решения).
8
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения учащихся в
подгруппы.
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической
разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды,
используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный
поиск
новых
форм
и
методов
организации
учебного
и
воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной;
эмоционально и информационно насыщенной.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный
интерес к занятиям у всех учащихся. Содержание программного материала отражает
опыт и интересы составителя программы.
Новизна программы заключается в широком использовании оригинальных
авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию
у учащихся младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные
сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют
интерес, фантазийные поиски учащихся, в результате чего каждый ребёнок, независимо
от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными
особенностями учащихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только
удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно
развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь учащихся
изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них
потребность к художественному самовыражению.
9
Адресат программы
Программа адресована учащимся от 7 до 12 лет, заинтересованных в получении
знаний и умений в данном направлении художественного творчества.
Количество учащихся в группе: 12 человек.
В группы первого года принимаются все учащиеся. Специального отбора не
производится.
В
группе
второго
года
занимаются
учащиеся,
прошедшие
подготовительный этап обучения (стартовый уровень программы).
Программа состоит из следующих этапов:
- подготовительный (стартовый/ознакомительный) (1 год обучения);
- основной (базовый) (1 год обучения);
Каждый этап имеет определенный объем с дифференцированным подходом к
учащимся.
Сроки реализации данной программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Объем программы составляет 152 часа. Общий объем учебных часов: 304 часов.
Формы и режим занятий
Режим занятий
Занятия в учебных группах проводятся два раза в неделю по 2 академических часа
(1 час: само занятие - 40 минут с 10-минутным перерывом (динамической паузой).
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий
год. На этом занятии желательно присутствие родителей учащихся (особенно 1-го года
обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит учащихся с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают
преимущественно теоретические знания).
10
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в
работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются
популярностью у учащихся и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить учащихся, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для
стимулирования творчества учащихся.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие художественно-творческих способностей личности
ребенка средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной
деятельности):
1) познакомить учащихся с основами и особенностями изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
11
2) изучить жанры изобразительного искусства;
3) познакомить с различными художественными материалами и техниками;
4) овладеть основами перспективного построения фигур в зависимости от точки
зрения;
5) приобрести
умения
грамотно
строить
композицию
с
выделением
композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей
учащихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков,
обеспечивающих освоение содержания программы):
1) развить у учащихся чувственно-эмоциональных проявлений: внимания,
памяти, фантазии, воображения;
2) развить колористическое видение;
3) сформировать художественный вкус, способности видеть и понимать
прекрасное;
4) улучшить моторику, пластичность, гибкость рук и точность глазомера.
Воспитательные (связаны с развитием личностных качеств, содействующих
освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу,
другим людям, самому себе):
1) воспитывать у детей художественный вкус, эстетическое восприятие явлений и
предметов;
2) формировать опыт творческого самовыражения в искусстве, заинтересованности
в презентации своего творческого продукта, опыта участия в выставках,
фестивалях;
3) воспитывать активную социальную позицию,
коммуникативные
способствовать формированию дружного, творческого коллектива.
12
навыки,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
Разделы программы
Введение
в
программу.
Основы
цветоведения
и
живописи
Жанры
изобразительного
искусства: пейзаж,
портрет, натюрморт
Графика
Основы
декоративноприкладного
творчества
Бумажная пластика
Художественная
лепка.
Итого
Формы контроля
Количество часов
1 год обучения
теория
практика
1
1
7
31
7
25
8
32
5
15
-
10
4
6
152
Индивидуальный, групповой контроль (устный опрос,
наблюдение, тестирование).
Диагностика освоения образовательной программы:
1,2 полугодие 1-4 г/о – промежуточный контроль
(тестирование, выставка работ);
2 полугодие 5 г/о - итоговый (тестирование, выставка
работ).
13
Учебно-тематический план
первого года обучения
стартового уровня
первого модуля
Раздел программы/ тема
Теория
Практика
2
-
1
1
1
2
2
3
-
4
1
4
4
3
1
3
1
3
1
3
Сельский пейзаж.
1
3
Морской пейзаж.
1
3
1. Введение в образовательную
программу. Инструктаж по
технике безопасности.
Правила техники безопасности в
изостудии.
Введение
в
образовательную
программу.
Особенности
второго
года
обучения.
2. Основы
цветоведения
и
живописи.
Основные и дополнительные цвета
Холодные и теплые цвета
Цвет как средство выражения
настроения художника
Этюды цветов, осенних листьев
(букет из 3-4 цветов).
Этюд овощей и фруктов.
Рисование букета цветов.
В мире дикой природы. Рисование
животных.
Главное и второстепенное в
композиции. Равновесие, статика и
динамика.
Основы натюрморта. Рисование
объемных предметов.
Натюрморт в теплой и холодной
цветовой гамме.
3. Жанры
изобразительного
искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт.
Всего
часов
2
38
32
14
Форма
контроля
Индивидуаль
ный,
групповой
контроль
(устный
опрос,
наблюдение,
беседа).
Рисование космоса.
1
3
Основы портрета.
1
3
Фигура человека.
1
3
Символичные образы в портрете.
2
2
Натюрморт с сосновой веткой.
-
4
Натюрморт из 2-3 предметов быта.
-
4
Основные приемы работы с
материалами.
Линия как средство выражения.
2
2
1
3
Точка.
1
3
Пятно.
1
3
Форма.
1
3
Контраст форм.
1
3
Куб, спичечный коробок, шар.
1
3
Пейзаж пастелью.
-
4
Натюрморт из двух предметов
быта сангиной, сепией.
Портрет друга.
-
4
-
4
1
3
1
3
1
1
1
3
3
3
Работа с рваной бумагой.
-
2
Работа с мятой бумагой.
-
2
Объёмные композиции.
-
2
Сувенирные открытки.
-
2
4. Графика.
5. Основы
декоративноприкладного творчества.
Узоры
гжели.
Рисование
предметов быта
Узоры
хохломы.
Рисование
предметов быта.
Жостовские цветы.
Матрешки. Рисование игрушек.
Дымковская игрушка.
6. Бумажная пластика.
40
20
10
15
Карнавальные маски.
-
2
2
-
1
2
Лепка из соленого теста.
1
2
Итоговое занятие.
-
2
28
124
7. Художественная лепка.
Скульптурные
инструменты.
Папье-маше.
Итого:
материалы
10
и
152
16
Содержание программы. Стартовый уровень
Раздел 1. «Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике
безопасности»
Теория. Правила техники безопасности в изостудии. Введение в образовательную
программу.
Ознакомление с работой студии, содержание и порядок работы. Знакомство с
учащимися. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности. Ознакомление
учащихся с материалами, необходимыми для творческих работ.
Практика.
Тестирование. Выявление уровня личностного развития учащихся и предметных
навыков в области изобразительного искусства (входной контроль). «Вообразилки».
Серия упражнений.
Форма контроля: наблюдение, тестирование.
Раздел 2 «Основы цветоведения и живописи»
1. Основные и дополнительные цвета
Теория. Основы цветоведения.
Практика (2 часа). Рисование картины с использованием трех цветов краски.
Темы рисунков: «Необычный котенок», «Рожок с мороженым». Форма контроля:
наблюдение, устный опрос.
Форма контроля: наблюдение.
2. Холодные и теплые цвета.
Теория. Основы цветоведения.
Практика (2 часа). Рисование картины в холодных или теплых цветах. Темы
рисунков: «Осенний день», «Зимний вечер».
Форма контроля: наблюдение, устный опрос.
17
3. Цвет как средство выражения настроения художника.
Теория (1 час), практика (3 часа). Рисование своего настроения, знакомство с
абстракцией. Темы рисунков: «Радость», «Счастье», «Грусть», «Злость». Форма
контроля: наблюдение, устный опрос.
4. Этюды цветов, осенних листьев (букет из 3-4 цветов).
Теория (1 час), практика (3 часа). Муляж тыквы, возможно грибов, ветка рябина.
Выполняем цветом. Материалы: бумага формата А4-3, гуашь.
Форма контроля: наблюдение, устный опрос.
5. Этюд овощей и фруктов.
Практика (4часа). Выполнение этюда. Подбор соответствующего колорита. Освоение
техники лессировка. Материалы: акварель. Форма контроля: наблюдение, устный
опрос.
6. Рисование букета цветов.
Практика (4 часа). Рисование букета цветов с использованием акварельных красок.
Форма контроля: наблюдение, устный опрос.
7. В мире дикой природы. Рисование животных.
Теория (1час), практика (3 часа).
Изучение поэтапного рисования животных.
Выполнения рисунков на темы: «Животные джунглей», «Животные севера»,
«Краснокнижные животные». Форма контроля: наблюдение, устный опрос.
8. Главное и второстепенное в композиции. Равновесие, статика и динамика.
Теория (1 час) основы композиции, свет, тень, практика (3 часа). Рисование картины с
выделением композиционного центра. Темы рисунков: «Воздушные шары», «Порхание
бабочек», «Царство медуз». Создание статичной и динамичной композиции.
Выполнение аппликации из цветной бумаги «Геометрический мир». Форма контроля:
наблюдение, устный опрос.
9. Основы натюрморта. Рисование объемных предметов.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение поэтапного рисования натюрморта и
построения формы предметов, рисование с натуры. Выполнение рисунка на тему:
18
«Натюрморт с горшочком», «Натюрморт с предметами искусства». Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
10.Натюрморт в теплой и холодной цветовой гамме.
Теория (1 час), практика (3 часа). Повторения основ цветоведения. Определение
различий тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте. Предметы простые
по форме и четкие различия фона. Фон нейтральный, светлый. 1/4 листа. Выполнение
рисунков в разных цветовых гаммах. Материал: гуашь. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
Раздел 3 «Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт»
1. Сельский пейзаж.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение основ воздушной перспективы, влияния
времени суток на использование цвета в картине. Выполнение рисунков на тему: «В
деревне», «Рассвет в лесу». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Морской пейзаж.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение приемов рисования воды на примерах работ
художников И. Айвазовского и Л. Афремова. Выполнение рисунка на тему:
«Необитаемый остров». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Рисование космоса.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение приемов и нетрадиционных техник
рисования космоса. Выполнение рисунка на тему: «Мелодия космоса». Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
4. Основы портрета.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение построения и поэтапного рисования
портрета. Выполнение рисунка на тему: «Портрет мамы», «Портрет папы». Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
19
5. Фигура человека.
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение поэтапного рисования фигуры человека в
покое и движении. Выполнение рисунков на темы: «Я в будущем», «Моя профессия»,
«Спортсмены». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
6. Символичные образы в портрете
Теория (2 часа), практика (2 часа). Изучение художественных образов героев сказок на
примерах работ художников М.А. Врубеля и В.М. Васнецова. Выполнение рисунков на
темы: «Образ Весны», «Образ Осени», «Образ Зимы», «Образ Лета». Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
7. Натюрморт с сосновой веткой.
Практика (4 часа). Натюрморт из двух-трех предметов. Материал: бумага А4- 3, пастель.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
8. Натюрморт из 2-3 предметов быта.
Практика
(4
часа).
Построение.
Линейно-конструктивный
рисунок,
сквозная
прорисовка. Начало работы в цвете. Работа в цвете, завершение работы. Материал:
бумага, гуашь. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
Раздел 4 «Графика»
1. Основные приемы работы с материалами.
Теория (2 часа), практика (2 часа). Знакомство с основными материалами графики.
Выполнение упражнений по штриховке. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Линия как средство выражения.
Теория (1 час), практика (3 часа). Знакомство с основным средством изображения на
плоскости - пятном. Выделение ритма пятен в природе и изобразительном искусстве,
ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких
форм. Вид занятия: рисование по представлению. Практика: рисунок: «Волшебное
превращение пятна». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
20
3. Точка.
Теория (1 час), практика (3 часа). Знакомство с одним из основных выразительных
средств графики - точкой. Выполнение рисунка в технике «пуантилизм». Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
4. Пятно.
Теория (1 час), практика (3 часа). Знакомство с основным средством изображения на
плоскости - пятном. Выделение ритма пятен в природе и изобразительном искусстве,
ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших мелких
форм. Вид занятия: рисование по представлению. Практика: рисунок: «Волшебное
превращение пятна». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
5. Форма.
Теория (1 час), практика (3 часа).
Научиться правильно видеть объемную форму
предмета и иметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа бумаги.
Рисунок бутылки. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
6. Контраст форм.
Теория (1 час), практика (3 часа). Сформировать представление учащихся о
разнообразии форм в мире. Формировать навыки изображения простых геометрических
форм. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
7. Куб, спичечный коробок, шар.
Теория (1 час), практика (3 часа). Основы построения геометрических предметов на
плоскости.
Знакомство
с
новым
понятием
геометрическое
тело,
названием
геометрических тел (куб, брус, шар). Выполнение рисунка геометрических фигур с
тенями, штриховкой по форме предмета. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
8. Пейзаж пастелью.
Практика (4 часа). Выполнение пейзажа при помощи сухой пастели. Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
21
9. Натюрморт из двух предметов быта сангиной, сепией.
Практика (4 часа). Знакомство с графическим материалом. Построение натюрморта.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
10.Портрет друга.
Практика (4 часа). Знакомство
с пропорциями
головы человека. Линейно-
конструктивный рисунок. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
Раздел 5 «Основы декоративно-прикладного искусства» (20 часов)
1. Узоры гжели. Рисование предметов быта
Теория (1 час), практика (3 часа). Выполнение декоративного рисунка с предметами
быта. Тема рисунка «Сказочная гжель». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Узоры хохломы. Рисование предметов быта
Теория (1 час), практика (3 часа). Выполнение декоративного рисунка с предметами
быта. Тема рисунка: «Золотая хохлома». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Жостовские цветы
Теория (1 час), практика (3 часа). Выполнение декоративной композиции с элементами
жостовской росписи. Тема рисунка: «Жостовские цветы». Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
4. Матрешки. Рисование игрушек
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение конструктивных особенностей матрешки и
применения приемов стилизации в создании узора. Выполнение рисунка на тему:
«Нарядные матрешки». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
5. Дымковская игрушка
Теория (1 час), практика (3 часа). Изучение конструктивных особенностей дымковской
игрушки. Выполнение поделки «Дымковская игрушка». Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
22
Раздел 6 «Бумажная пластика» (10 часов)
1. Работа с рваной бумагой
Практика (2 часа). Знакомство с новым приёмом работы с бумагой. Выполнение
мозаичной аппликации «Птицы». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Работа с мятой бумагой.
Практика (2 часа). Обучение приемам работы с мятой бумагой. Приемам
моделирования. Использование техники сминания на примере изготовления капусты.
Выполнение работы «Горный пейзаж». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Объёмные композиции.
Практика (2 часа). Знакомство с объемной композицией. Построение куба из бумаги.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
4. Сувенирные открытки.
Практика (2 часа). Изготовление сувенирной открытки в стиле «скарапбукинг». Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
5. Карнавальные маски.
Практика (2часа). Изготовление карнавальных масок с использованием всех техник
работы с бумагой. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
Раздел 7 «Художественная лепка» (10 часов)
1. Скульптурные материалы и инструменты
Теория (2часа). Знакомство с основными материалами и инструментами для
художественной лепки. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Папье-маше.
Теория (1 час), Практика (2 часа). Знакомство с техникой работы. Изготовление массы
папье-маше; работа в технике послойной лепки. Обработка изделия. Изготовление
чашки. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
23
3. Лепка из соленого теста.
Теория (1 час) Практика (2 часа). Знакомство с техникой работы с соленым тестом.
Изготовление картины с объемными элементами из соленого теста. Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
24
№
п/
п
Учебный план
первого года обучения
базового уровня второго модуля
Разделы программы
Количество часов
1 год обучения
в
теория
практика
1
1
1
Введение
программу.
2
Композиция.
7
31
3
Жанры
изобразительного
7
искусства: пейзаж,
портрет, натюрморт
25
4
Графика
8
32
5
Основы
декоративноприкладного
творчества
5
15
6
Бумажная пластика -
10
7
Художественная
лепка.
4
6
Итого
152
Индивидуальный, групповой контроль (устный опрос,
наблюдение, тестирование).
Диагностика освоения образовательной программы:
Формы контроля
1,2 полугодие 1-4 г/о – промежуточный контроль
(тестирование, выставка работ);
2 полугодие 5 г/о - итоговый (тестирование, выставка
работ).
25
Учебно-тематический план
первого года обучения
базового уровня
второго модуля
№ Раздел программы
Всего
Теория
Практика Форма
часов
контроля
1. Введение
в
2
Индивид
уальный,
образовательную программу.
группово
Инструктаж
по
технике
й
безопасности.
контроль
Правила техники безопасности в
2
(устный
изостудии.
Введение
в
опрос,
образовательную
программу.
наблюде
Особенности
второго
года
ние,
обучения.
беседа).
2. Композиция.
24
«Вспоминание о лете». Линия
горизонта. Плановость.
Композиция. Осень в парке.
Улица, уходящая вдаль.
Главное и второстепенное в
композиции. Равновесие, статика
и динамика.
Мир крестьянской избы.
Старинный терем. Рисунок по
представлению.
«Зимний
солнечный
день».
Тематическое
рисование.
Элементы
композиции,
перспективы.
3. Рисунок.
1
3
-
4
1
3
1
1
3
3
-
4
-
4
-
4
1
3
30
Натюрморт из 2-3-х предметов
быта, контрастных по форме и
тону на светлом фоне.
Наброски фигуры человека в
различных движениях.
Интерьер.
26
Натюрморт
с
атрибутами
народного быта: керосиновая
лампа, крынка, деревянная или
глиняная посуда, старинное
полотенце.
Угловая перспектива.
-
4
-
4
Линейно
конструктивный
рисунок.
Архитектура родного города.
4. Живопись.
-
4
1
5
Ночной пейзаж
-
4
Натюрморт с цветами на фоне
драпировки
с
простыми
складками.
Пейзаж. Осень.
-
4
1
3
Пейзаж. Зима.
1
3
Пейзаж. Весна.
1
3
Учебно-творческий натюрморт.
1
3
Компоновка фигуры с учетом
отбрасываемой тени.
Анималистический жанр. Звери,
их среда обитания. Дикие
животные
5. Человек.
1
3
1
3
-
4
-
4
-
4
1
1
3
3
2
4
32
30
Зарисовки частей лица головы:
носа, губ, глаз, уха.
Наброски головы человека и
отдельных частей тела.
Рисунок частей тела: рука или
стопа.
Фигура человека.
Живописный портрет. Цветовое
решение образа в портрете.
Образ русской женщины. Жанр
портрета.
27
Наброски фигуры человека в
различных движениях.
6. Декоративно-прикладное
творчество.
1
3
Наброски и зарисовки элементов
архитектурного декора.
Палех. Композиция по мотивам
палехской миниатюры.
Урало-Сибирская роспись.
1
3
1
3
1
3
Орнамент в архитектуре.
1
3
Работа с рваной бумагой.
-
2
Работа с мятой бумагой.
-
2
Объемные композиции.
-
2
Сувенирная открытка.
-
2
Бумажная кукла.
8. Тематическое рисование.
-
2
1
23
3
2
2
129
7. Бумажная пластика.
Мой любимый город.
Моя любимая семья
Итоговое занятие
Итого:
16
10
8
152
28
Содержание программы. Базовый уровень.
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике
безопасности (2 часа)
Теория (1 час).
Раздел 2. Композиция (24 часа)
1. «Вспоминание о лете». Линия горизонта. Плановость.
Теория (1 час), практика (3 часа). Линия горизонта. Плановость. Линия горизонта- самая
значительная линия пейзажа. Пропорциональные соотношения неба и земли, их влияние
на восприятие пейзажа. Наблюдаем в природе за изменением цвета, в зависимости от
степени удаления от наблюдателя. Ближний и дальний лес, близкие и далекие объекты
природы. Практическое занятие. Пишем лесной пейзаж (морской, степной). Вводим в
пейзаж планы дальнего и ближнего леса. Форма контроля: наблюдение, тестирование.
2. «Вспоминание о лете». Линия горизонта. Плановость.
Теория (1 час), практика (3 часа). Выражение состояния в природе. Красота,
целесообразность и внутренняя глубокая жизнь в природе и отражение ее в искусстве.
Образ осени печальной или радостной. Практическое занятие. Экскурсия в парк.
Выполняем пейзаж с учетом воздушной и линейной перспективы. Передний и задний
план, ближний и дальний лес. Навыки работы гуашью. Форма контроля: наблюдение,
тестирование.
3. Главное и второстепенное в композиции. Равновесие, статика и динамика.
Теория (1 час), практика (3 часа). Законы равновесия, статики и динамики. Построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и
назначением. Создание динамичной и статичной композиции. Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
4. Мир крестьянской избы.
Теория (1 час), практика (3 часа). Принцип художественной неповторимости в
архитектуре, в том числе и в интерьере (своеобразие резного узора деревянных изделий,
украшений печей т.д.). Интерьер крестьянской избы. Текстильное убранство избы.
29
Практическое занятие. Создание художественный образ старинного
русского
крестьянского быта. Возможно решение в жанре интерьера, бытовой картины
(«Чаепитие за самоваром», «Посиделки», «Рукодельницы», и т.д.). Образное мышление,
художественное воображение, активное эстетическое отношение к народной культуре.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
5. Старинный терем. Рисунок по представлению.
Теория (1 час), практика (3 часа). Рисунок по представлению. Развитие зрительной
памяти, воображения. Беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных
материалах этого искусства. Умение анализировать форму (объемную и плоскую),
конструировать. Практическое занятие. Рисование старинного терема с использованием
геометрических фигур. Объем. Цветовое решение. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
6. «Зимний солнечный день». Тематическое рисование. Элементы композиции,
перспективы.
Теория. Тематическое рисование. Элементы композиции, перспективы. Цветовой
контраст. Фигура человека в пейзаже. Выбор положения листа в зависимости от сюжета.
Жанр пейзажа, его виды. Беседа «Пейзаж в живописи». Работа «по сухому», «по
сырому». Практика. Поиск самого интересного мотива среди множества других. 2-3эскиза. Поиск цветового решения. Детальная проработка. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
Раздел 3. Рисунок (30 часов)
1. Натюрморт из 2-3-х предметов быта, контрастных по форме и тону на светлом
фоне.
Практика (4 часа). Натюрморт из двух-трех светлых предметов на темном фоне. Влияние
окружения
на
предметы,
тональная
гармония,
связь
предметов
со
средой.
Колористическая ценность. 1/2 листа (цветные карандаши, пастель, простой карандаш).
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
30
2. Наброски фигуры человека в различных движениях.
Практика (4 часа). Конструкция фигуры человека. Взаимосвязь пропорций. Положение
тела в различных ракурсах.
Новые термины. Точка опоры. Практическая часть. Линейные наброски фигуры
человека. Определение пропорций стоящей и сидящей фигуры. Распределение массы
тела. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Интерьер.
Теория (1 час), практика (3 часа). Часть интерьера: угол комнаты, часть стены с окном и
полом. Стоящие там один-два предмета прямоугольной формы (стул, стол, табурет,
витрина с полками). Понятие «сочетание геометрических тел в основе общей формы
предмета». Понятие тональной разницы предметов. Работа тоном. Новые термины.
Тональный
масштаб.
Практическая
часть.
Перспектива.
Тональный
рисунок.
Взаимосвязь конструкции и светотени. Разработка фона. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
4. Натюрморт с атрибутами народного быта: керосиновая лампа, крынка, деревянная
или глиняная посуда, старинное полотенце.
Практика (4 часа). Практическая часть. Светотеневой рисунок с тональной
характеристикой предметов. Передача объема и глубины пространства. Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
5. Угловая перспектива.
Практика (4 часа). Закономерности угловой перспективы. Практическое занятие.
Последовательность рисования книги в угловой перспективе. Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
6. Линейно - конструктивный рисунок.
Практика (4 часа). Рисунок гипсовой модели цилиндра в лежащем положении.
Зарисовки предметов цилиндрической формы в различных положениях (лежащая
кружка, бидон и т.д.) Сквозной рисунок предметов комбинированной формы с
поддержкой тоном. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
31
7. Архитектура родного города.
Теория (1 час), практика (5 часа).
Практическая часть. Найти пластическое и
живописное решение образа города через его архитектуру. «Древний город»,
«Современный город». Контраст древней и современной застройки. Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
Раздел 4. Живопись (32 часа)
1. Ночной пейзаж.
Практика (4 часа). Передача настроения ночи, ее тишины, покоя, таинственного света
луны. Практическая часть. Наблюдение состояния природы. Передний и задний план.
Основные цветовые и тональные отношения, передача освещения и состояния природы
ночью. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Натюрморт с цветами на фоне драпировки с простыми складками.
Практика (4 часа). Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому. Строение
цветов. Практическая часть. Светотеневая моделировка формы. Использование цвета,
как средства передачи настроения. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Пейзаж Осень.
Теория (1 час), практика (3 часа). Передача различными художественными материалами
разного состояния природы (дождь, солнечный день, туман). Линейная и воздушная
перспективы. Плановость рисунка. Практическая часть. Выполнение осеннего пейзажа.
Материал по выбору (в зависимости от состояния природы – дождь, пасмурно,
солнечно). Введение в пейзаж фигуры людей, животных. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
4. Пейзаж. Зима.
Теория (1 час), практика (3 часа). Размещение цветовых пятен на плоскости листа тремя
планами в три тона: от темного к светлому. Масштабное соотношение темных и светлых
композиционных масс. Практическая часть. Разработать тональный рисунок пейзажа.
32
Создать цветовой эскиз путем подбора цвета к тональному эскизу. Форма контроля:
наблюдение, просмотр.
5. Пейзаж. Весна.
Теория (1 час), практика (3 часа). Использование теоретических знаний основ
изобразительной
грамоты,
пропорциональное
различие
цветов,
перспективное
изменение обусловленного цвета на различных планах. Практическая часть.
Выполнение весеннего пейзажа. Материал по выбору, в зависимости от состояния
природы – пасмурно, солнечно. Разноплановость. Цветовые и тональные отношения.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
6. Учебно-творческий натюрморт.
Теория (1 час), практика (3 часа). «Русский натюрморт». Эмоционально – эстетическое
отношение к изображаемому. Самостоятельность в эстетических суждениях. Оценка
эстетических качеств объектов окружающей действительности. Практическая часть.
Учащиеся самостоятельно ставят постановку из предложенных им предметов. После
окончания выполнения задания проводится просмотр работ с последующим его
анализом. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
7. Компоновка фигуры с учетом отбрасываемой тени.
Теория (1 час), практика (3 часа). Практическая часть. Выполнение нескольких эскизов
композиции с фигурой и различными вариантами тени. По одному из них выполнить
композицию в цвете «Вечер», «У костра». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
8. Анималистический жанр. Звери, их среда обитания. Дикие животные.
Теория (1 час), практика (3 часа). Характер, пропорции, пластика животных.
Использование схем, энциклопедий. Практическая часть. Разработка эскизов с
животными в движении. Обсуждение сюжета рисунка. Композиция рисунка. Цветовое
решение. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
33
Раздел 5. Человек (30 часов)
1. Зарисовки частей лица головы: носа, губ, глаз, уха.
Практика (4 часа). Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Наброски головы человека и отдельных частей тела.
Практика (4 часа). Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Рисунок частей тела: рука или стопа.
Практика (4 часа). Форма контроля: наблюдение, просмотр.
4. Фигура человека.
Теория (1 час), практика (3 часа). Образная выразительность фигуры человека,
изображенной в движении. Конструкция фигуры, пропорции. Практическая часть.
Выполнение заданий «Во дворе», «На прогулке». Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
5. Живописный портрет. Цветовое решение образа в портрете.
Теория (1 час), практика (3 часа). Цвет как выражение характера человека, его
настроения. Влияние живописного фона на создание образа. Практическая часть.
Выполнение заданий «Портрет моего друга», «Автопортрет», «Семейный портрет».
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
6. Образ русской женщины. Жанр портрета.
Теория (2 час), практика (4 часа). Изображение фигуры человека (женщины, девушки) в
русском народном костюме. Равновесие композиции, колористическое единство.
Выражение характера и эмоционального состояния живописными средствами. Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
7. Наброски фигуры человека в различных движениях.
Теория (1 час), практика (3 часа). Конструкция фигуры человека. Взаимосвязь
пропорций. Положение тела в различных ракурсах. Новые термины. Точка опоры.
Практическая часть. Линейные наброски фигуры человека. Определение пропорций
стоящей и сидящей фигуры. Распределение массы тела. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
34
Раздел 6. Декоративно-прикладное искусство (16 часов)
1. Наброски и зарисовки элементов архитектурного декора.
Теория (1 час), практика (3 часа). Красота русского деревянного зодчества. Памятники
архитектуры. Практическое занятие. Выполнение набросков и зарисовок зданий и
отдельных архитектурных элементов. (наличники, ставни, башенки, изразцы) по
фотографиям. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Палех. Композиция по мотивам палехской миниатюры.
Теория (1 час), практика (3 часа). Композиция по мотивам палехской миниатюры.
Знакомство с искусством Палеха. История возникновения промысла. Связь с
иконописными
традициями.
Иносказательность,
образность,
символичность
художественного языка. «Звучность живописи на черном фоне. Фольклорность,
сказочность образа. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Урало-Сибирская роспись.
Теория (1 час), практика (3 часа). Освоение элементов Урало-Сибирской росписи.
Доведение навыков свободного кистевого письма до автоматизма. Практическая часть.
Просмотр фотографий лаковой палехской миниатюры. Свободный выбор темы и
сюжета (по мотивам русских сказок). Пластическое и цветовое решение. Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
4. Орнамент в архитектуре.
Теория (1 час), практика (3 часа). Развитие творческих и художественных способностей.
Понимание законов композиции при выполнении орнамента (ритма, симметрии),
наблюдательности. Совершенствование навыков изображения форм. Воспитание
интереса к декоративному искусству и архитектуре. Прививание чувства гармонии,
красоты в изображении орнамента архитектурных сооружений. Практическая часть.
Выполнение архитектурного орнамента в круге. Форма контроля: наблюдение,
просмотр.
35
Раздел 7. Бумажная пластика (10 часов)
1. Работа с рваной бумагой
Практика (2 часа). Знакомство с новым приёмом работы с бумагой. Выполнение
мозаичной аппликации «Птицы». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Работа с мятой бумагой.
Практика (2 часа). Обучение приемам работы с мятой бумагой. Приемам
моделирования. Использование техники сминания на примере изготовления капусты.
Выполнение работы «Горный пейзаж». Форма контроля: наблюдение, просмотр.
3. Объёмные композиции.
Практика (2 часа). Знакомство с объемной композицией. Построение куба из бумаги.
Форма контроля: наблюдение, просмотр.
4. Сувенирные открытки.
Практика (2 часа). Изготовление сувенирной открытки в стиле «скрапбукинг». Форма
контроля: наблюдение, просмотр.
5. Бумажная кукла.
Практика (2часа). Изготовление объемных бумажных кукол с использованием всех
техник работы с бумагой. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
Раздел 8. Тематическое рисование (8 часов)
1. Мой любимый город.
Теория (1 час), практика (3 часа). Создание рисунка любимого города с использованием
разных техник рисования. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
2. Моя любимая семья
Теория (1 час), практика (3 часа). Создание рисунка семьи с использованием разных
техник рисования. Форма контроля: наблюдение, просмотр.
36
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
− сформирована мотивация к познанию и саморазвитию;
− отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности;
− положительное отношение к культуре, традициям и обычаям;
− развитие художественного вкуса;
− овладение художественными терминами.
Метапредметные результаты:
− умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
− умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
− работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
− сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
− ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов
изобразительного искусства и освоение некоторых из них; ознакомление
учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого
уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную
терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся
обращаться
с
основными
художественными
изобразительного искусства.
37
материалами
и
инструментами
К концу обучения дети будут знать:
-основы техники безопасности и противопожарной безопасности;
-правила организации рабочего места;
-основные термины;
-теоретические сведения об изученных технологиях;
- принципы перспективного построения простых геометрических тел разной
формы и распределение светотени;
-приобретение
умения
грамотно
строить
композицию
с
выделением
композиционного центра;
-многообразие видов народных и местных художественных промыслов;
-виды изобразительного искусства;
-знать имена и работы наиболее известных художников;
- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
-основные приёмы лепки и декорирования изделий из глины, теста;
-технологию выполнения работ из изученных материалов;
-основы построения орнамента и виды узоров;
-приёмы работы с отдельными видами материалов (бумага, картон);
-признаки и элементы декоративно-прикладных росписей;
- народные игрушки;
-техники изготовления изделий из бумаги (аппликация, скрапбукинг).
К концу обучения дети должны уметь:
-использовать в работе знания по технике безопасности;
-самостоятельно организовывать своё рабочее место;
- смешивать краски для получения новых оттенков;
- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;
- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;
- рисовать самостоятельно;
38
-создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по
цвету и форме;
-выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
- творить в команде учащихся;
- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (кляксография,
гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и
шаблона, набрызг, рисование штрихами, «мозаичное»рисование);
-рисовать пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию;
-проявлять фантазию и творческое мышление дорисовывая предложенные пятна,
линии, точки;
-различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного
изобразительного искусства;
-различать основные виды ИЗО;
- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и
руководителем.
использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения
нужного оттенка;
- создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по
цвету и форме.
39
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
Реализация дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы
Первый год обучения (стартовый уровень, первый модуль)
1 полугодие
2 полугодие
Итого
Период
Кол-во КолПериод
Кол-во Кол-во
Кол-во
Кол-во
недель
во
недель часов
недель
часов
часов
02.0917
68
09.0121
84
38
152
31.12.25
31.05.26
Сроки организации промежуточного и итогового
Формы контроля
контроля
Тестовые задания,
выставки
Первый год обучения (базовый уровень, второй модуль)
1 полугодие
2 полугодие
Итого
02.0917
68
09.0121
84
38
152
31.12.25
недель
31.05.26
неделя
Сроки организации промежуточного и итогового
Формы контроля
контроля
Тестовые задания,
13.12.2025-27.12.2025
13.05.2026-27.05.2026
выставки
40
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Педагогические технологии
При реализации образовательной программы используется:
1. Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.). Характеризуется
разносторонним, свободным и творческим развитием личности, ее совершенствованием
и ориентировано на интересы и способности учащихся. Максимальное развитие
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования
имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
2. Технология сотрудничества. Идея совместной развивающей деятельности
педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, проникновением в духовный
мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
3. Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов).
Сотрудничество учащихся и взрослых, романтизм и творчество.
4. Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, проектная
деятельность).
5. Информационно-коммуникативные технологии (Г.К. Селевко). Формирование
умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка
личности «информационного общества». Формирование у учащихся исследовательских
умений, умений принимать оптимальные решения.
6. Технология мастерских (Ж.Ж. Руссо, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Главное - не
сообщение и освоение информации, а передача способов работы. Формирование
личности, способной к самообучению, саморазвитию; овладение творческими
умениями.
7. Технология проектного обучения (В.Х. Килпатрик, Дьюи, Торндайк, К. Фрей и
другие). Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в
процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.
41
Алгоритм учебного занятия
- организационная часть (5-7 мин.);
- теоретическая часть занятия (10 мин.);
- практическая часть занятия (60 мин.);
- подведение итогов, просмотр работ, обмен мнениями, ответы на вопросы
педагогом, рефлексия (10-12 мин.);
- перерыв на отдых (10 мин.).
Материально-техническое обеспечение
Учебное
помещение
(класс),
соответствующий
санитарно-гигиеническим
требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму, в кабинете
имеются инструкции по охране труда, правила поведения на занятиях, инструкция по
противопожарной безопасности. Имеется в наличии необходимое оборудование: столы
и стулья для учащихся и педагога, мольберты, компьютер, интерактивная доска.
Материалы и инструменты для живописи, графики, ДПИ (за счет родителей).
Методическое обеспечение
−наличие утвержденной программы;
−методические разработки по блокам программы;
−презентации по различным темам;
−специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
Организационное обеспечение:
− необходимый контингент учащихся;
− расписание занятий, соответствующее требованиям.
42
Методы и приемы работы с детьми
Для воспитания и развития навыков творческой работы, учащихся программой
предусмотрены следующие основные методы:
1) объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации);
2) репродуктивных (работа по образцам);
3) частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);
4) творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
5) исследовательские
(исследование
свойств
бумаги,
красок,
а
также
возможностей других материалов).
Психолого-педагогические
условия
формирования
художественно-
творческих способностей
1. Создание атмосферы для творческой деятельности учащихся. Одно из важных
условий развития творческих способностей у учащихся – создание атмосферы,
благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Необходимо у учащихся
развивать чувства психологической защищенности, уважать мысли ребенка, отказаться
от критических высказываний в его адрес, верить в его способности, поощрять за
достижения, за стремление доводить дело до конца.
2. Ориентация педагога на успешную творческую деятельность учащихся.
1) Понятные и интересные темы творческих заданий. Интересные сюжеты мы
черпаем из окружающей нас жизни и художественной литературы, народного искусства,
основываясь на интересе ребят и их возрастных особенностях.
2) Доступный язык и образное начало в общении педагога с детьми. Для ребенка
семи лет, язык, на котором мы говорим с ним, должен быть одним, а для десятилетнего
– другим. Речь должна быть наполнена образным элементом. Например, кисточку мы
сравниваем с кисочкой, и обращаться с ней надо соответственно, т.е. бережно. Кисточка
может «шагать», «плыть» по бумаге и т.д.
43
3) Характер речи педагога. Эмоциональная, вдохновенная речь педагога, его
мимика обусловливает стремление учащихся участвовать в совместных размышлениях
и ждать встречи с ним.
4) Творческая дружба ребенка с педагогом. Прежде всего, дети должны
привыкнуть к педагогу, желать встречи с ним и получать радость от совместной работы.
5) Учет педагогом индивидуальных особенностей учащихся. Все дети разные:
один менее активен, другой более способен, у третьего в большей степени развита
мыслительная функция и поэтому мы используем различные формы работы.
3. Предоставление широкого выбора деятельности, в котором ребенок может
проявить себя.
При разработке данной программы мы опирались на теоретические положения:
- Л.С. Выготского, который рассматривал творчество как создание нового и А.
Маслоу, считающего, что подлинное творчество проявляется у человека и в реальной
повседневной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах
самовыражения;
- теорию влияния искусства на воспитание (Е. Коротеева);
- идеи педагогики сотрудничества (В.А. Бухвалов, С. Соловейчик).
Система контроля результативности программы
Критерии освоения программы:
1) сформированность практических навыков и умений;
2) информированность в области изобразительного и декоративно-прикладного
искусства;
3) владение художественно-образным языком изобразительного искусства;
4) эмоциональность восприятия окружающей действительности;
5) наличие интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
6) наличие собственного мнения, суждений.
Диагностика проводится в начале, в середине, в конце учебного года.
44
Цель диагностики: отследить динамику роста учащихся в овладении знаниями,
умениями и навыками.
В процессе обучения учащихся по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
1) текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах учащихся);
2) промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
3) итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1) через механизм тестирования (Приложение 1-4);
2) через отчётные просмотры законченных работ.
Достигнутые результаты фиксируются в оценочном листе (Приложение 5).
45
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
1. Цель: формирование опыта творческого самовыражения в искусстве,
заинтересованности в презентации своего творческого продукта, опыта участия в
выставках, фестивалях и т. п.
2. Формы и методы воспитания
Создание и поддержка воспитывающей среды, формирования межличностных
отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется
на каждом из учебных занятий.
Ключевой формой воспитания детей при реализации программы является
включение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой
дети приобретают знания по ИЗО и ДПИ, а также получают опыт участия в социальнозначимых делах.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы
воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного
примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы
одобрения
и
осуждения
поведения
детей
и
стимулирования,
поощрения
(индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы
руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в
воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности
детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в
коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе.
46
Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания
по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы
(отзывы родителей, интервью с ними). Анализ результатов воспитания по программе не
предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития
качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося.
4. Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Название события, Сроки
мероприятия
Форма
проведения
1
VII Международный октябрь
конкурс-фестиваль
детского,
юношеского
и
взрослого
творчества «АРТЭКСКЛЮЗИВ»
фестиваль
детского и
юношеского
творчества
2
«Радуга детства»
3
Творческие онлайнконкурсы портала
«Арт-талант» и др.
апрель
фестиваль
детского и
юношеского
творчества
в течение выполнение
года
творческих
работ
47
Практический результат
и
информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
Диплом или сертификат
участника
Диплом или сертификат
участника
Диплом или сертификат
участника
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.
2. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. Изобразительное искусство. Программнометодические материалы. - М., Изд. Дом «Дрофа», 1999.-123с.
3. Т.Я. Шпикалова. «Основы народного и декоративно-прикладного искусства»
для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.М., «Просвещение», 1992.-98с.
4. В.А. Бухвалов. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000-167с.
5. М.В. Межиева. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. - Ярославль:
Академия развития: Академия Холдинг: 2002-146с.
6. Т.С. Комарова, А.И, Савенков. Коллективное творчество детей. Учебное
пособие. - М.: «Российское педагогическое агентство», 1998.-141с.
7. М.В. Трофимова, Т.И. Тарабарина. И учеба, и игра – изобразительное искусство.
- Ярославль, Академия развития, 1997-98с.
Для учащихся
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998 – 144с.
2. Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с
родителями. В 2-х т. – СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМАПРЕСС», 2001. –
320 с
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 – 63с.
4. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005 – 63с.
5. Мэри-Энн Кол, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет. Минск
Попурри, 2009
48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Промежуточный контроль 1 года обучения (стартового уровня)
1. Назовите цвета радуги:
2. Как называется дощечка на которой смешивают краски:
А) палитра
Б) мольберт
В) парта
3. Прозрачная водяная краска - это:
А) акварель
Б)гуашь
В) белила
4. Какой цвет получится, если смешать:
красный + синий =
синий + жёлтый =
красный + жёлтый =
5. Какие из этих пейзажей «теплые», а какие «холодные»?
АБВГ
Ответ: «теплые» «холодные»
6. Какой из цветов относится к тёплым?
А) Жёлтый
Б) Синий
В) Фиолетовый
7. Какой из цветов относится к холодным?
А) Жёлтый
Б) Синий
В) Оранжевый
8. Дорисуйте рисунок, сделав его симметричным
49
9. Создай композицию на отдельном листе на тему: «Зимние настроение».
Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному
тобой образу, выбери самостоятельно.
Критерии оценивания промежуточной аттестации:
По результатам теста: за каждый правильный ответ учащийся получает: 2 балла.
Творческое задание оценивается по данным критериям: (1 балл за пункт)
1) правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована
плоскость
листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена
общая идея и содержание).
2) Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы.
Аккуратность всей работы.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется: ноль баллов.
Минимальное количество баллов для аттестации –8 баллов.
Максимальный балл за промежуточную аттестацию-18 баллов.
50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Промежуточный контроль 1 года обучения (базового уровня)
1.Какая группа цветов основная:
А) синий, оранжевый, бежевый
Б) синий, красный, жёлтый
В) оранжевый, фиолетовый, голубой
2. Напишите, какие цвета получаться при смешивании:
Красный + синий=
Синий + жёлтый=
Красный + жёлтый=
Перечислите:
тёплые цвета:
холодные цвета:
3. Рассмотрите художественные материалы. Определи, в какой художественной
деятельности их можно использовать. Соедини стрелками название
художественного материала и вид художественной деятельности, в которой
используется этот материал.
4.Рисунки, созданные карандашом, тушью, углём называются:
А) живопись
Б) графика
В) скульптура
5. Художник-анималист изображает:
А) людей
Б) море
В) животных
51
6.Что такое цветовой круг.
А) расположение цветов по порядку
Б) размещение кисточек
В) смешение красок.
7. Блик - это:
А) самое тёмное пятно на рисунке;
Б) самое светлое пятно на рисунке;
В) расстояние между светом и тенью.
8. Как называется рисунок, сделанный в общих чертах:
А) набросок;
Б) штрих;
В) пейзаж.
9. Создай композицию на отдельном листе на тему: «Цветущий сад».
Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой
образу, выбери самостоятельно.
Критерии оценивания промежуточной аттестации:
По результатам теста: за каждый правильный ответ учащийся получает: 2 балла.
Творческое задание оценивается по данным критериям: (1 балл за пункт)
1) Правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована
плоскость
листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена
общая
идея и содержание).
2) Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность
созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления
работы.
Аккуратность всей работы.
3) Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами,
как
использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
За неверный ответ или его отсутствие выставляется: ноль баллов.
Минимальное количество баллов для аттестации – 11 баллов.
Максимальный балл за промежуточную аттестацию-21 баллов.
52
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вопросы для итогового тестирования
1 год обучения (стартового уровня)
Вопросы компонуются в билеты по 5 вопросов в один билет.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Теоретический экзамен сдан при наборе 3 баллов.
1. Выбери правильный ответ.
Жанр изобразительного искусства, когда на картине могут быть изображены один
или несколько человек.
А. портрет
Б. пейзаж
В. натюрморт
Г. исторический
2. Выбери правильный ответ.
Изображение природы.
А. портрет
Б. пейзаж
В. натюрморт
Г. исторический
3. Выбери правильный ответ.
К холодным цветам относятся (укажите ошибку)
А. синий
Б. красный.
В.голубой
В.желтый.
4. Задание. Расшифруй слово.
1
2
3
АБВ
ГДЕ ЖЗИ
4
5
6
КЛМ
НОП РСТ
7
8
9
УФХ
ЦЧШ ЩЪЫЬ
0
ЭЮЯ
Дощечка, на которой живописец
смешивает краски.
5143661
5. Выбери правильный ответ.
В каком центе не изготавливают глиняные игрушки?
А. Каргополь.
Б. Дымково.
В. Филимоново.
В. Семеново.
6. Выбери правильный ответ.
Временный публичный показ художественных произведений.
А.концерт
Б.выставка
В.кино
Г.театр.
7. Выбери правильный ответ.
53
Художники рисуют на каких материалах:
А.холст
Б.резина
В.бумага
Г.дерево
8. Выбери правильный ответ.
Пейзажисты рисуют:
А.природу
Б.посуду
В.портреты
Г.животных
9. Выбери правильный ответ.
Сколько цветов у радуги:
А.6
Б.8
В.7
Г.5
10. Выбери правильный ответ.
Какой цвет не относится к тёплым:
а) жёлтый
б) синий
в) оранжевый
г) фиолетовый
11. Выбери правильный ответ.Какой цвет не относится к основным цветам:
а) желтый
б) красный
в) зеленый
г) синий
Ключ к проверке теста :
Задание №
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ответ
а
б
Б,в б
б
а,в,г а
в
б,г
54
11
в
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вопросы для итогового тестирования
1 год обучения (базового уровня)
Вопросы компонуются в билеты по 5 вопросов в один билет.
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Теоретический экзамен сдан при наборе 3 баллов.
1. Задание. Расшифруй слово:
1
2
3
АБВ
ГДЕ ЖЗИ
Быстрый рисунок, обычно выполняемый с
4
5
6
натуры различными художественными
КЛМ
НОП РСТ
материалами
51165654 (набросок)
7
8
9
УФХ
ЦЧШ ЩЪЫЬ
0
ЭЮЯ
2.Выбери правильный ответ.
Произведение декоративного искусства, выполненного из цветного стекла.
А. панно
Б. гобелен
В. батик
Г. витраж
3. Выбери правильный ответ.
Узор, предназначенный для украшения различных предметов.
А.украшение
Б.орнамент
В.рисунок
Г.наклейка
4. Выбери правильный ответ.
Непрозрачные краски, растворяющиеся водой.
А. акварель.
Б.масляная
В.гуашь
Г.темпера
5. Выбери правильный ответ.
Временный публичный показ художественных произведений.
А.концерт
Б.выставка
В.кино
Г.театр.
6. Выбери правильный ответ.
Для передачи перспективы параллельные линии в точке схода
А.сходятся
Б.искривляются
В.расходятся
Г. не изменяются
7. Выбери правильный ответ.
55
Поверхность, куда лучи света не попадают, то есть неосвещенная поверхность
предмета
А.Рефлекс
Б.Блик.
В.Тень
В.Свет
8.Светлое пятно на темном фоне, отражение света на поверхности — это...
А.Рефлекс
Б.Свет
В.Тень
В.Блик
9. Выбери правильный ответ.
Укажите соответствие картины художника и жанра, в котором она выполнена.
А. А.Венецианов «Жница.»
1.пейзаж.
Б. В.Суриков
«Меншиков в Березове.»
2.портрет.
В. К. Юон.
«Утро индустриальной Москвы.» 3.натюрморт
Г. И. Машков
« Московская снедь. Хлеба.»
4.исторический.
10. Выбери правильный ответ. Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры,
плакаты – всё это
а) живопись
б) скульптура
в) графика
г) архитектура
11. Выбери правильный ответ. Быстрый рисунок с целью изучения натуры:
а) этюд
б) набросок
в) эскиз
г) зарисовка
12. Выбери правильный ответ. Как называется гравюра на металле:
а) офорт
б) ксилография
в) литография
г) граттаж
13. Вид искусства, основным средством художественной выразительности которого
является цвет:
а) графика
б) живопись
в) скульптура
г)архитектура
Ключ к проверке теста :
Задание
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
№
0
1
2
3
В
2
в
б
б
б
ответ
г
б
б
а
в
в
,г
413
56
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Оценочный лист к программе
20____ – 20____ уч. год
Форма контроля: входящий, текущий, тематический, промежуточный, итоговый
(нужное подчеркнуть)
Численность учащихся_______ Возраст учащихся ____ лет
Группа №_____________ Год обучения по программе __________
Результаты контроля
№ п\п
1
Показатели
Задание выполнили полностью
Результаты
_______чел. (________ %)
2
Задание выполнено с одной ошибкой
_______ чел. (_______ %)
3
Задание выполнено с двумя ошибками
______ чел. (_______ %)
4
Задание выполнено с тремя и более ошибками
_______ чел. (_______ %)
5
Не справились с заданием
_______ чел. (______ %)
Средний результат:
________%
Низкий уровень усвоения материала – до 40%.
Средний уровень усвоения материала – от 41 до 70%.
Высокий уровень усвоения материала - от 71 до 100%.
Общие выводы:
● Форма проведения контроля:
- выбрана целесообразно
- соответствует возрастным особенностям учащихся
- соответствует содержанию рабочей программы.
● Уровень сложности:
- соответствует программным требованиям
- соответствует подготовленности учащихся.
● Средний результат контроля составил ______________ %, что соответствует
___________________ уровню усвоения программного материала.
ПДО ___________________ (__________________________)
(ФИО)
(подпись)
Дата проведения контроля: ___________________
57