Положение о посещении учебных занятий

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 314

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от 01.10.2025 г. № 21-ОД

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОСЕЩЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Принято Педагогическим советом
(протокол № 2 от 01.10.2025)

1. Общие положения
1.1. Настоящее «Положение о посещении учебных занятий участниками
образовательных отношений» устанавливает порядок посещения уроков/учебных занятий
в целях обеспечения их прав и контроля выполнения ими основных обязанностей,
определенных законодательством Российской Федерации и локальными актами МАОУ
СОШ № 314 (далее – Школа).
1.2. Посещение учебных занятий в рамках внутришкольного контроля осуществляется
в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
− Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изменениями и дополнениями;
− Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
− Письмом Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22-06-147 «О содержании и правовом
обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений»;
− Уставом Школы;
− Должностными инструкциями сотрудников Школы.
1.3. Под учебным занятием понимаются:
− уроки;
− занятия курсов внеурочной деятельности;
− занятия в рамках элективного, факультативного курса;
− занятия в рамках системы дополнительного образования детей;
− индивидуальные и/или групповые занятия, консультации;
− коррекционно-развивающие занятия;
− классные часы;
− другие занятия.
1.4. Участниками образовательного процесса являются:
- обучающиеся;
- родители (законные представители) обучающихся;
- педагогические и руководящие работники.
1.5. Урок (учебное занятие) - основная форма организации учебно-воспитательного
процесса, задача которого создать оптимальные условия для становления личности каждого
ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития,
индивидуальных возможностей, способностей, образовательных потребностей. В этой
связи урок становится объектом внутришкольного контроля с точки зрения деятельности:
− обучающихся, направленной на освоение основного содержания общеобразовательных
программ и достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями
образовательных стандартов;
− учителя, направленной на создание условий для реализации целей общего образования,
обеспечения его качества.
2. Порядок посещения учебного занятия
2.1. К лицам, имеющим право посещения учебных занятий относятся:
− администрация образовательной организации;
− педагоги, работающие в образовательной организации;
− родители (законные представители) обучающихся;
− представители педагогического сообщества.

2.2. Основными целями посещения уроков являются:
− контроль соблюдения законодательства в сфере общего образования;
− обеспечение качества образования;
− психолого-педагогическое сопровождение;
− контроль освоения обучающимися основных общеобразовательных программ,
выполнения требований образовательных стандартов к уровню подготовки;
− контроль выполнения рабочих программ по учебным предметам;
− контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;
− повышение эффективности деятельности работы Школы;
− методическое сопровождение и контроль деятельности учителя,
− изучение и обобщение позитивного и инновационного педагогического опыта;
− ознакомление с содержанием образования, используемыми методами обучения и
воспитания, образовательными технологиями, системой оценивания достижений
обучающихся.
2.3. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного
контроля в случае:
− планового изучения результатов промежуточной, государственной итоговой аттестации
обучающихся;
− необходимости оказания методической помощи учителю;
− подготовки к аттестации учителя;
− подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;
− ознакомления с методикой преподавания нового учителя;
− обращения родителей обучающихся.
2.4. При организации подготовки к посещению и посещении учебного занятия
рекомендуется следующий алгоритм действий:
− определение целей посещения уроков;
− выбор урока или системы уроков, позволяющих достичь цели посещения;
− подготовка к сбору и фиксации информации в ходе наблюдения урока;
− сообщение учителю о посещении урока и ознакомление с его целями;
− наблюдения урока и сбор информации;
− предварительная оценка педагогических явлений;
− первичный анализ урока;
− анализ урока, собеседование с учителем;
− составление отчетной документации
3. Регламент посещения учебного занятия
3.1. Общие положения
3.1.1. Посещение учебных занятий администрацией регулируется специальным планомграфиком, утвержденным должностным лицом (директор или его заместитель).
3.1.2. Не допускается посещение учебного занятия лицами, не имеющими отношения к
образовательному процессу и его субъектам.
3.2. Посещение учебного занятия администрацией
3.2.1. В случае посещения учебного занятия представитель администрации предупреждает
педагога не менее чем за 10-15 минут до начала учебного занятия любым доступным

способом.
3.2.2. В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств члены администрации имеют
право на внеплановое посещения урока без предварительного предупреждения учителя,
педагогического работника.
3.2.3. Должностное лицо, обладающее правом контроля (руководство Школы), может
предварительно ознакомиться с тематическим и поурочным планом учителя, рабочей
программой.
3.2.4. Заместитель директора, на которого возложена ответственность за осуществление
контроля, планирует свою работу по посещению уроков таким образом, чтобы иметь
возможность посетить необходимое количество учебных занятий для получения
объективной информации о качестве образовательного процесса.
3.3. Посещение учебного занятия представителями педагогического сообщества
3.3.1. Правом свободного посещения учебного занятия обладают учителя, педагогические
работники образовательных организаций в рамках научно-практических конференций,
методических семинаров, мастер-классов и других открытых мероприятий, проводимых на
базе Школы.
3.3.2. Посещения учебных занятий учителями, педагогическими работниками Школы
возможны по предварительному согласованию за 2 учебных дня с учителем в рамках
работы методических объединений Школы, обмена опытом, изучения инновационной
деятельности учителя, передовых педагогических технологий.
3.3.3. На участников открытых мероприятий распространяются все ограничения в
процессе наблюдения за ходом учебного занятия, определенные данным положением.
3.4. Посещение учебного занятия родителями (законными представителями)
обучающихся
3.4.1. Родители (законные представители) обучающихся при посещении учебных занятий
могут:
− познакомиться с требованиями учителя;
− оценить работоспособность своего ребенка, его активность на занятиях;
− посмотреть умение ребенка грамотно, правильно излагать свои мысли;
− убедиться в объективности оценки учебной деятельности ребенка;
− понаблюдать взаимоотношения ребенка с коллективом;
3.4.2. Родители (законные представители) во время посещения не вправе давать оценку
технологиям и средствам обучения, методическим приемам, которые использует учитель,
вести фотосъёмку, видео-, аудиозаписи.
3.4.3. Родители (законные представители) обучающихся имеют право посещать учебные
занятия только с разрешения директора Школы.
3.4.4. Во время посещения учебного занятия родителей (законных представителей)
обучающихся сопровождает заместитель директора или другой работник Школы по
распоряжению директора Школы.
3.4.5. На родителей (законных представителей) обучающихся, посещающих учебное
занятие распространяются все ограничения в процессе наблюдения за ходом учебного
занятия, определенные данным положением.
3.4.6. Родители (законные представители) вправе посетить:
− не более двух уроков в день;
− не более двух раз в месяц.

3.4.8. В случае нарушения ограничений в процессе наблюдения за ходом учебного занятия,
определенных данным положением, родитель (законный представитель) не допускается в
дальнейшем до посещения учебных занятий.
3.5. Организация посещения учебного занятия
3.5.1. График посещения учебных занятий в рамках плановых проверок доводится до
сведения учителей, педагогических работников в начале учебного периода (год, четверть,
месяц, декада, неделя).
3.5.2. По уважительным причинам (болезнь учителя, отсутствие на уроке большого числа
учащихся из-за эпидемии, сбой в работе технических средств, оборудования и т.п.) учитель
имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время.
3.5.3. При желании родителей (законных представителей) посетить учебное занятие
директор (заместитель директора) осуществляет следующие действия:
− принимает письменное заявление родителей (законных представителей) обучающихся о
желании посетить учебное занятие;
− согласовывает день и время посещения занятий по интересующему предмету
(образовательной программе) с учителем и родителем (законным представителем);
− назначает сопровождающего родителей (законных представителей) на учебное занятие.
3.6. Ограничения в посещении учебного занятия и процессе наблюдений на уроке
3.6.1. Запрещается появление посетителя на учебном занятии после его начала.
3.6.2. Посетителю запрещается покидать учебное занятие до его завершения.
3.6.3. Руководство Школы может покинуть классное помещение в исключительных
случаях.
3.6.4. Посещающий не вправе вмешиваться в ход учебного занятия.
3.6.5. Посещающий в ходе занятия не имеет право выражать свое отношение к учителю,
учащимся, к уроку.
3.6.6. Фотосъемки, аудио и видеозаписи на уроке разрешается делать только с согласия
учителя и руководства Школы.
3.6.7. Во время урока посещающий не имеет права беседовать с учащимися, задавать им
вопросы и т.д.
3.6.8. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) лица,
посещающего учебное занятие.
3.6.9. Лицо, посещающее учебное занятие, не имеет права задерживать учащихся после
звонка, извещающего об окончании урока.
3.7. Наблюдение учебного процесса на учебном занятии
3.7.1. Посещающий урок вправе вести письменные записи результатов наблюдения;
должностные лица, осуществляющие контроль, делают записи в специальных журналах
(тетрадях).
3.7.2. Присутствующий вправе обратиться к учителю с просьбой предоставить учебные
материалы, которыми пользуются учащиеся в ходе урока.
3.8. Статус информации, полученной при посещении урока
3.8.1. Информация о посещенном учебном занятии может быть использована для
подготовки:
− заседания методического объединения учителей-предметников;
− совещания при директоре и/или заместителе директора;
− оперативного совещания педагогического коллектива;

− педагогического совета;
− родительского собрания;
− в ходе подготовки аналитических справок при оценке качества образования, проведении
процедуры аттестации учителя, педагогического работника.
3.8.2. Исходя из принципа педагогической целесообразности и во избежание нанесения
вреда образовательному процессу и работе учителя, руководство Школы может ограничить
распространение информации о педагогической деятельности учителя.
3.8.3. Фото, аудио и видеоматериалы, содержащие информацию об уроке и
педагогической деятельности учителя, могут быть использованы в средствах массовой
информации с разрешения учителя, руководства Школы и тех лиц, кто запечатлен в этих
материалах (в том числе учащихся).
3.8.4. Использование фото, аудио-, видео – материалов в средствах массовой информации,
в научных изданиях возможно только при обеспечении соблюдения авторских прав
учителя.
3.9. Анализ посещенного учебного занятия
3.9.1. Анализ посещения учебного занятия включает четыре обязательных этапа:
− самоанализ урока учителем;
− анализ урока должностным лицом, посетившим урок;
− согласование выводов учителя и должностного лица по результатам посещенного урока;
− оформление необходимых документов, отражающих посещение учебного занятия.
3.9.1. В ходе проведения обсуждения и анализа урока должностные лица вправе
ознакомиться с конспектом урока.
3.9.2. В рамках проведения конференций, семинаров, мастер-классов проводится
свободное обсуждения учебного занятия, в котором могут принимать участие все
присутствовавшие на занятии лица.
3.9.3. Учитель имеет право выразить свое согласие или несогласие оценкой учебного
занятия.
3.9.6. Посетившим урок педагогическим работникам дается время для составления
первичного анализа.
3.9.7. Рекомендуется проводить анализ учебного занятия в день его посещения, выделить
на его проведение достаточное количество времени.
3.9.8. Учителя, руководители методических объединений, другие педагогические
работники Школы, посетившие учебное занятие, вправе дать рекомендации по
совершенствованию образовательного процесса.
3.9.9. Запрещается проводить анализ учебного занятия родителям обучающихся.
3.9.10. Перед анализом (или в ходе него) каждый педагог имеет право обратиться к учителю
с просьбой уточнить тот или иной аспект урока.
3.9.11. Оценки анализирующим учебного занятия даются в конкретной форме с
использованием уважительных форм обращения к учителю.
3.9.12. Анализирующий не комментирует наличие/отсутствие педагогических явлений, он
оценивает их с точки зрения грамотности применения.
3.9.13. Запрещается высказывать негативные оценки учебного занятия в присутствии
обучающихся и их родителей.
3.9.14. При участии в обсуждении/анализе учебного занятия нескольких человек
должностное лицо высказывает свое мнение последним.

3.9.15. Запрещается знакомить родителей и учащихся с документами, характеризующими
учебное занятие (деятельность учителя, педагогического работника).
3.10. Документы, отражающие информацию о посещении учебных занятий
3.10.1. Посещение учебных занятий в рамках плановых и других проверок и мероприятий
завершается составлением протокола посещения урока - Приложение № 1.
3.10.2. Выводы, содержащиеся в документах, отражающих результаты посещения учебных
занятий, учитываются администрацией при принятии управленческих решений
(поощрении, наложении взысканий и т.п.).
3.10.3. Обязательно ознакомление учителя со всеми документами, составленными после
посещения его уроков, в том числе под подпись.
3.10.4. Сроки хранения документов, отражающих посещение уроков – 5 лет
(продолжительность межаттестационного периода).

Принято
с учетом мнения Совета обучающихся МАОУ СОШ № 314
Принято
с учетом мнения Совета родителей (законных представителей) МАОУ СОШ № 314

Приложение № 1
ПРОТОКОЛ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКА
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Класс:
Учебный предмет:
Ф.И.О. учителя:
Дата посещения:
Тема урока:
Соответствие темы урока КТП
электронном журнале
7. Цели посещения урока:
Контроль профессиональной деятельности учителя
(проведение уроков в соответствии с принципами
ФГОС ОО)
8. Урок посетил:
№
п/п
1.

Критерии анализа

Проявление
критерия (баллы)

Целеполагание:
0 - цели и задачи урока для обучающихся не определены
1 - цели и задачи урока определены для обучающихся учителем
2 - цели и задачи урока определены учителем совместно с обучающимися или
обучающимися самостоятельно
Самостоятельная деятельность обучающихся:
0 - на уроке преобладает совместная деятельность обучающихся и учителя,
самостоятельная деятельность обучающихся занимает от 0% до 30% учебного
времени урока
1 - на уроке самостоятельная деятельность обучающихся занимает от 30% до 50%
учебного времени
2 - самостоятельная деятельность обучающихся на уроке занимает от 50% до 90%
учебного времени

0

1

2

0

1

2

3.

Формы организации учебной деятельности:
0 - преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности
учащихся, организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам,
не способствуют формированию учебной деятельности
1 - формы адекватны целям и задачам, организуется включение учащихся в другие
формы организации учебной деятельности (индивидуальную, групповую или
коллективную)
2 - творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной
деятельности, самостоятельность обучающихся в выборе форм

0

1

2

4.

Методы организации учебной деятельности:
0 - методы организации учебной деятельности недостаточно адекватны задачам урока,
применение
методов
слабо
продумано,
необоснованное
преобладание
репродуктивных методов
1 - методы адекватны задачам, наряду с репродуктивными частично используются
продуктивные методы, применение методов в основном продумано и логично
2 - методы адекватны задачам, эффективно сочетаются репродуктивные и
продуктивные методы обучения, учитель использует проблемные вопросы, учебный
материал изучается через разрешение проблемных ситуаций

0

1

2

5.

Способ получения знаний:
0 – новые знания преподносятся учителем
1 – новые знания частично преподносятся учителем, частично открываются
учащимися
2 - ученики на уроках получают знания не в готовом виде, а сами открывают их и
учатся правильно применять.

0

1

2

2.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Использование средств ИКТ (при наличии оборудования в кабинете):
0 - средства ИКТ не используются
1 - средства ИКТ используются нецелесообразно
2 - средства ИКТ используются целесообразно в соответствии с темой, этапом
обучения
Рефлексия:
0 - на уроке отсутствует этап рефлексии
1 - на уроке осуществляется рефлексия, но не в полном объёме
2 - на уроке осуществляется рефлексия (оценивается готовность к выполнению
задания, обнаруживается незнание, определяются причины затруднений, намечаются
пути решения возникших затруднений и т.д.)
Организация контрольно-оценочной деятельности:
0 - контроль слабо обеспечивает обратную связь, преобладает оценочная деятельность
учителя, критерии оценки не называются или имеют общий характер
1 - организация контроля обеспечивает обратную связь, оценивание осуществляется
на критериальной основе, но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и
самооценки
2 - организация контроля рациональна, присутствует критериальный подход к оценке
деятельности, учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и
самооценивания
Результаты проведенного урока (предметные):
0 - поставленная цель не выполнена, продвижение учащихся в достижении
предметных результатов прослеживается очень слабо
1 - урок частично соответствует поставленным целям в отношении предметных
результатов
2 - урок результативен, решена основная дидактическая задача в отношении
предметных результатов
Результаты проведенного урока (метапредметные):
0 - поставленная цель не выполнена, продвижение учащихся в достижении
метапредметных результатов (УУД) прослеживается очень слабо
1 - урок частично соответствует поставленным целям в отношении метапредметных
результатов (УУД)
2 - урок результативен, решена основная дидактическая задача в отношении
метапредметных результатов (УУД)
Особое мнение
ИТОГО (баллов)
% ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА*

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

*Эффективность урока рассчитывается по следующей формуле - набранное количество баллов
необходимо разделить на максимальное количество баллов (20 баллов/18 баллов при отсутствии
оборудования для ИКТ) и умножить на 100%
Полученный результат интерпретируется следующим образом:
- от 0% до 49% - урок не соответствует требованиям - от 65% до 74% - урок удовлетворяет
ФГОС ОО, урок малоэффективный
требованиям ФГОС ОО
- от 50% до 64% - урок частично соответствует - от 75% до 100% - урок полностью
требованиям ФГОС ОО
соответствует требованиям ФГОС ОО,
проведён на высоком методическом уровне
ВЫВОДЫ:
1)
2)
3)

С протоколом ознакомлен(а): _______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».