МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 314
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ №314
Протокол №1 от 29.08.2025
Приложение №1 к ООП
ООО,
утверждено приказом
директора
МАОУ СОШ № 314
от 29.08.2025 № 14/8-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Индивидуальный проект (10 класс)
Срок реализации:1 год
Составитель: Воропаева М.Д.
Екатеринбург
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе требований к результатам освоения ООП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания:
• Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ
от
• 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования», с изменениями и
дополнениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от
29.12.2014 №1645, от 31 декабря 2015 г. N 1578 и приказом Минобрнауки от
29 июня 2017 г. N 613;
• Основной образовательной программы среднего образования, утвержденной
приказом директора МАОУ СОШ № 314
• Учебного плана МАОУ СОШ № 314 на 2025/2026 учебный год
• Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов
• Положения об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов.
Продолжительность изучения курса «Индивидуальный проект» составляет 34
часа в год, (1 час в неделю). Срок реализации – 1 год.
Программа отражает основные требования ФГОС СОО к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ.
Проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
является
неотъемлемой частью
учебного
процесса.
В
основе
проектноисследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный
подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго
поколения.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей ступени
обучения является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки
метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения
междисциплинарных учебных программ. Индивидуальный итоговой проект
представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно
под руководством педагога (тьютера) в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого учащегося.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из
обязательных составляющих материалов системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской,
социальной,
художественно-творческой
и
др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен
быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах
исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом
программа предполагает практические задания на освоение инструментария
исследования и проектирования в их нормативном виде и в их возможной
взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать
представление о самых необходимых аспектах, связанных с процессами
исследования и проектирования, в соответствии с существующими
культурными нормами. С помощью данного курса предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ»
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание
условий для развития личности обучающегося, способной:
• адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
• проявлять социальную ответственность;
• самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием
интеллекта;
• конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
• генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
• обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей
проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
• развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу,
синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
• развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;
• обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии
изготовления продукта проектирования;
• обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению
необходимого знания из информационного поля;
• развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа
успешности и результативности решения проблемы проекта);
• обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
• развитие навыков конструктивного сотрудничества;
• развитие навыков публичного выступления;
• реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
• формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
• формирование и реализация
«притязания на признание», как
составляющей личностных результатов образования и профессиональной
ориентации старшеклассников;
• повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
В учебно-воспитательном процессе используются современные
образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное
исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Раздел 1. Метод проектов
Понятие проектная деятельность. Из истории метода проекта. Итоговый
индивидуальный проект как одна из форм организации учебного процесса. Знакомство с
Положением
об индивидуальном итоговом проекте. Типология проектов.
Исследовательский проект: структура, актуальность цели, социальная значимость.
Типология проектов. Информационный проект: сбор информации, ее анализ, обобщение,
публичное представление. Творческий проект: творческий продукт и его оформление в
виде альманаха, театрализации, видеофильма, газеты, праздника , игры, экспедиции.
Типология проектов. Игровой или ролевой проект: открытая структура, "виртуальная"
реальность, "игровая" роль, специфика проектного продукта. Практический проект:
структура, оформление результатов, внедрение результатов проекта в практику.
Социальный проект. Методы проектирования: инверсия, "мозговая атака", «рыбья кость»,
метод "наводящих вопросов", метод "аналогии", метод "ассоциации".
Раздел 2. Инициализация проекта
Структурные составляющие проекта и их основные характеристики: введение,
основная часть, заключение. Паспорт проекта. Проектный замысел. Определение темы
проекта. Основные критерии выбора темы. Практическое занятие. Защита темы
индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом. Определение
проблемы и вытекающих из нее задач исследования. Актуальность исследования.
Определение объекта, предмета , цели исследования. Этапы разработки гипотезы:
выдвижение , развитие, проверка, подтверждение(опровержение) гипотезы. Методы
исследования: синтез, эксперимент, опрос, интервью анализ, дедукция, классификация,
моделирование, наблюдение, обобщение, описание, 20 часов Защита темы
индивидуального проекта. Составление плана работы над проектом. Расчет календарного
графика работы над проектом. Логика действий и последовательность шагов при
планировании и осуществлении индивидуального проекта. Работа с информацией и
первоисточниками.
Систематизация
собранного
материала.
прогнозирование.
Анкетирование: виды анкетирования, композиционное построение анкеты, типы анкет.
Практическое занятие. Расчет календарного графика работы над проектом. Логика
действий и последовательность шагов при планировании и осуществлении
индивидуального проекта. Виды переработки чужого текста. Тезисы, виды тезисов,
последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования.
Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат.
Понятие компиляция. Этические законы заимствования информации, соблюдение
авторских прав. Правила оформления ссылок и списка литературы. Рецензия. Отзыв.
Научные документы и издания. Общие правила работы с периодической печатью.
Организация работы с научной литературой. Обзор, анализ и сбор необходимой
информации по теме проекта. Правила работы с энциклопедиями, специализированными
словарями, справочниками. Библиография и аннотация. Виды аннотаций: общие,
специализированные, аналитические. Практическое занятие. Работа с информацией и
первоисточниками. Систематизация собранного материала.
Применение информационных технологий в исследовании и проектной деятельности.
Поисковые системы. Работа в сети Интернет. Работа с интернет ресурсами. Сбор
информации по теме проекта. Оформление теоретической части проекта . Оформление
практической
части
проекта.
Критерии
оценивания.
Особенности
оценки
исследовательских проектов. система проверки работы на программах антиплагиата.
Раздел 3. Представление результатов проекта: презентация и защита
Требования к презентации: композиционная, содержательная, информационная
стороны презентации. Создание мультимедийной презентации проекта: оформление
(стиль, фон, цвет, анимация); информация на слайдах (содержание и размещение
информации на слайдах). Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к
выступлениям. Коммуникативные барьеры. Отработка навыков монологической речи как
один из главных предпосылок успеха публичного выступления. Упражнения на
улучшение дикции. Основы ораторского искусства. Приемы удержания внимания
аудитории. Приемы невербального общения с аудиторией. Подготовка авторского доклада.
Главные предпосылки успеха публичного выступления. Искусство полемики. Искусство
отвечать. Формирование умения отвечать на вопросы в ходе обсуждения проекта на
защите. Предварительная защита итоговых индивидуальных проектов. Доработка
презентационного материала с учетом замечаний. Защита итоговых индивидуальных
проектов. Рефлексия. Обсуждение результатов, работа в группах сотрудничества. Анализ
достижений и недостатков. Дополнительные возможности улучшения проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
– осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, материальные и нематериальные ( в том числе время), необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
– критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– выходить на рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск;
– занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;
формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно).
Коммуникативные
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий; учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях ( генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метод проектов
– владеть понятиями «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная овладеть основами методологии инновационная деятельность культура;
– владеть типологией проектов: исследовательский проект, информационный проект,
творческий проект, игровой или ролевой проект, практический проект, социальный проект;
- разбираться в характерных особенностях проектов различных типов;
– работать с методами проектирования.
Инициализация и разработка проекта
– структурировать исследовательскую и проектную работы;
– оформлять проектную работу; инициализировать и разрабатывать проект и проводить
исследования;
– формулировать тему, обосновывать ее актуальность;
– выделять объект и предмет проектной работы: определять задачи и проблемы своего
исследования;
– выдвигать, развивать, проверять гипотезы;
– составлять индивидуальный рабочий план;
– проводить исследования, используя различные методы ( анализ, обобщение, наблюдение,
опрос, анкетирование, описание и т.д.);
– перерабатывать чужой текст (писать тезисы, рецензии, отзывы, конспектировать,
цитировать);
– работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками;
– использовать в работе: энциклопедии, специализированные словари, справочники,
библиографические издания, научные документы, периодическую печать и др. ;
– работать в музеях, архивах;
– с различными данными;
– управлять своей познавательной деятельностью;
– вырабатывать собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных
источников;
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
– применять информационные технологии в исследовании;
– владеть умениями обрабатывать и объяснять полученные результаты, определять их
достоверность;
– делать компьютерную обработку данных исследования;
– выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные
задачам исследования;
– оформлять теоретические и экспериментальные результаты каталогами;
– оформлять ссылки, список литературы, сноски;
– работать с интернет-ресурсами; - работать с системой оценки проектов; проверки работы
на программах антиплагиат.
Представление результатов проекта: презентация и защита
– создавать мультимедийные презентации;
– готовить и оформлять авторский доклад;
– публично защищать результаты проекта;
– использовать приемы удержания внимания аудитории;
– демонстрировать приобретенные знания и умения;
– использовать приемы вербального и невербального общения;
– рефлексировать, анализировать достижения и недостатки своей деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Название раздела
Цифровые образовательные ресурсы
Введение.
1
Библиотека ЦОК
Раздел 1. Основы исследовательской и проектной
деятельности.
Раздел 2. Алгоритм проектной и исследовательской
деятельности
Раздел 3. Учебное проектирование
10
Библиотека ЦОК
5
Библиотека ЦОК
10
Библиотека ЦОК
Раздел 4. Защита проекта
8
Библиотека ЦОК
Итого
34
№
урока
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
Тема урока
Кол-во
часов
Введение. Понятие индивидуального
проекта.
1
Основное содержание
Понятие индивидуального
проекта. Основные неточности
выполнения проекта.
1
Раздел 1. Основы исследовательской и проектной деятельности (10 ч.)
Виды проектов.
Особенности разных видов проектов.
Учебное
исследование.
Отличие
проекта от исследования
2
1
Определение
темы
Определение цели, задач
Этапы работы над проектом.
проекта.
проекта.
3
4
5
6
7
8
1
Практическое занятие. Выбор темы
проекта. Анализ проекта-образца.
Практическое занятие. Определение
темы, цели, задач проекта. Анализ
проекта-образца.
Практическое занятие Этапы работы
над проектом. Анализ проекта-образца.
Практическое
занятие
Методы
исследования. Анализ проекта-образца.
Практическое занятие Технология
Виды проектов:
информационный, творческий,
социальный, прикладной,
инновационный,
конструкторский, инженерный.
Основные технологические
подходы. Особенности
монопроекта и межпредметного
проекта. Учебный проект.
Учебное исследование.
Особенности разных видов
проектов
Определение темы проекта.
Определение
цели,
задач
проекта. Этапы работы над
проектом. Результат (продукт)
проекта. Критерии оценивания
проекта.
Ознакомление
с
Положением
об
индивидуальном проекте.
Выбор темы проекта.
1
1
Определение темы, цели, задач
проекта
Этапы работы над проектом.
1
1
Методы исследования.
1
Технология составления плана
9
10
11
12
13
14
15-16
составления плана работы. Анализ
проекта-образца
Практическое занятие Виды
источников информации. Алгоритм
работы с литературой. Анализ проектаобразца
Практическое
занятие
Алгоритм
работы с Интернет-ресурсами
Практическое занятие. Плагиат. Как его
избегать в своей работе.
Проверка соей работы на плагиат.
работы.
1
Виды источников информации.
Алгоритм работы с
литературой.
1
Алгоритм работы с Интернетресурсами
Плагиат. Как его избегать в
своей работе
1
Раздел 2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности (5 ч.)
Практическое занятие Структура
1
Структура исследовательской и
исследовательской и проектной
проектной работы, критерии
работы, критерии оценивания
оценивания
1
Практическое
занятие.
Введение.
Введение, основная часть
Основная часть проекта.
проекта.
1
Практическое занятие Цитирование.
Цитирование. Правила
Правила оформления цитат
оформления цитат
2
Практическое
занятие
Способы
Способы оформления конечных
оформления конечных результатов
результатов индивидуального
индивидуального проекта
проекта
Раздел 3. Учебное проектирование (10 ч.)
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27
28
29
2
Практическое занятие
Определение научной
Определение проблемы, объекта и
проблемы: объекта и предмета
предмета исследования.
исследования, цели и задач
Определение цели и задач
исследования.
исследования.
Практическое занятие
2
Работа над введением
Работа над введением
Практическое занятие
2
Работа над теоретической
Работа над теоретической частью
частью проекта
проекта
Практическое занятие
2
Работа над практической
Работа над практической частью
частью проекта
проекта
Практическое занятие
2
Работа над оформлением
Работа над оформлением результатов.
результатов.
Заключение.
Раздел 4. Защита проекта (8 ч.)
Практическое занятие
Создание компьютерной
презентации
Практическое занятие
Подготовка выступления
Практическое занятие
Основы публичного выступления
1
Создание компьютерной
презентации
1
Подготовка выступления
1
Основы публичного
выступления. Монологическая
30
31-34
Практическое занятие
Представление проекта на рецензию,
предзащита проекта.
Практическое занятие
Защита
проекта/исследовательской
работы
1
4
речь. Аргументы. Ответы на
вопросы.
Представление проекта на
рецензию, предзащита проекта
Защита
проекта/исследовательской
работы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных
организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В.Половкова, М.В. Майсак]. – М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/
[М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. – М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ