МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 314
ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
МАОУ СОШ № 314
Приложение №1 к ООП ООО,
утверждено приказом
директора
МАОУ СОШ № 314
от 29.08.2025 № 14/8-ОД
Протокол №1 от 29.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы предпринимательской деятельности»
для обучающихся 10-11 классов
Екатеринбург 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» для 10–
11 классов общеобразовательных организаций подготовлена в соответствии с
требованиями ФГОС СОО. Программа «Основы предпринимательской
деятельности» включена в часть, формируемую участниками образовательных
отношений учебного плана СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Содержание среднего общего образования отражает комплексный подход
к изучению экономической среды в целом и её пространственной
дифференциации в условиях разных территорий.
В основу содержания учебного курса положено изучение влияния
экономической среды на жизнь и деятельность человека и общества. Изучение
основ предпринимательства в школе позволяет сформировать комплексное,
системное и социально ориентированное представление об обществе,
являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того,
курс знакомит обучающихся с экономическими понятиями, с комплексом
знаний по экономике, минимально необходимых современному человеку
России.
Содержание экономического образования в средней школе формирует у
школьников знания основ экономического пространства на местном,
региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно
ориентироваться в них.
Педагогический синтез макро и микроэкономических основ курса
«Основы предпринимательской деятельности»» позволяет организовать
деятельность обучающихся по освоению, изменению и преобразованию
окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия
природы и общества, социальной ответственности каждого человека за
сохранение жизни, в то же время формирует бережное отношение к природным
богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Рабочая программа «Основы предпринимательской деятельности» на
ступени среднего общего образования направлен на формирование у
обучающихся
представлений
о
специфике
организации
системы
хозяйствования на различных уровнях. Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны
освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья для повседневной жизни и практической деятельности.
Программа по курсу строится с учётом следующих содержательных линий:
- общее представление о предпринимательстве;
- требования, предъявляемые к предпринимателю на современном этапе
развития общества;
- маркетинг;
- управление и планирование бизнесом.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
-формирование представлений об экономической науке как универсальном
языке, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах
экономики; развитие логического мышления, алгоритмической культуры,
критичности мышления
на уровне, необходимом для обучения в
высшей школе по соответствующей специальности, в будущей
профессиональной деятельности;
-овладение экономическими знаниями и умениями, необходимыми в
повседневной жизни, для изучения школьных социально-гуманитарных
дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не
требующих углубленной экономической подготовки;
-воспитание средствами экономики культуры личности: отношения к
экономике как к части общечеловеческой культуры: знакомство с историей
развития экономики, эволюцией экономических идей, понимания значимости
экономики для общественного прогресса;
-формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового
самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности,
способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к
выбору направления своей профессиональной деятельности.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования
в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 часа в неделю), в
11 классе –34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема 1. Становление предпринимательства.
Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условии предпринимательской деятельности. Физические
и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды
предпринимательской деятельности. Организационно- правовые формы предпринимательства. Понятие о
индивидуальной предпринимательскойдеятельности. Малое предпринимательство. Государственная поддержка
предпринимательства. Налогообложение малых предприятии.
Тема 2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства. Понятие о предпринимательской идее.
Банк предпринимательских идей.
Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания
собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об инновацияхи об инновационной деятельности.
Внутренние и внешние причины нововведений. Технология выбора правильной идеи. Понятие об информационных
технологиях в предпринимательстве, основные функции информационных технологии в предпринимательской
деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Тема 3. Барьеры предпринимательской деятельности.
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и
составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования
экономики. Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции.
Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на
рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борьбы с конкуренции и обеспечения
конкурентоспособности продукции. Себестоимость продукции. Виды, структурасебестоимости. Калькуляция, статьи
расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии
ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятия, цели и принципы налогообложения. Классификация
налогов в РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.
Тема 4. Прибыль как цель предпринимательства.
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции прибыли, главные показатели
прибыли на предприятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли
предприятия. Понятие о финансовом менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль,
уставный и добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования. Внешние источники
финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использование финансовых ресурсов
организации. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов: производительность труда, норма
времени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость,
материалоотдача, коэффициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового
состояния предприятия: платёжеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ
готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая,
управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды
бухгалтерской отчетности на предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия.
Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операции.
Тема 5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности. Понятие о менеджменте. Основные
элементы управления: объекты и субъекты управления, структура управления персоналом. Понятие о маркетинге.
Основные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга. Планирование
ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование.
Личность предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и
рекламные агентства. Виды и средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Тема 6. Мотивация к предпринимательской деятельности.
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права.
Ответственность предпринимателей: уголовная, административная дисциплинарная. Обучение предпринимательству в
зарубежных странах. Бизнес- школы в США, Англии и Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели
самоменеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотивация в деятельности предпринимателя.
Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и материальное стимулирование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
Развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность обучаемого
для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения
природных ресурсов;
формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своего места и роли в
экономическом пространстве;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к
индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты
- овладение умение формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и
прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук,
понимание сущности основных направлений современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыкам самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации
поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения
общественных наук; вырабатывать в себе качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как экономического развития
Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический
подходы для всестороннего анализа общественных явлений.
Предметные результаты 10-11 классы
В результате изучения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности»на уровне среднего общего
образования выпускник научится:
- раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества; конкретизировать примерами
основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных
участников экономики;
- различать формы бизнеса;
извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития
современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства; различать деятельность различных
финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для
различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности,
анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики; высказывать
обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой
национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста;
- выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур; выявлять противоречия рынка;
- раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
- раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм; обосновывать выбор форм бизнеса в
конкретных ситуациях;
- различать источники финансирования малых и крупных предприятий; определять практическое назначение
основных функций менеджмента; определять место маркетинга в деятельности организации;
- применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя; оценивать свои
возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
- раскрывать фазы экономического цикла;
- высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные
стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической
глобализации;
- извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического
развития, экономического развития России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 класс
№
п/
п
1.
2.
3.
4.
5.
6
Наименование
разделов и тем
программы
Становление
предпринимательства
Производство товаров
и услуг как основа
предпринимательства
Барьеры
предпринимательской
деятельности.
Прибыль как цель
предпринимательства.
Составляющие
успешности
предпринимательской
деятельности.
Мотивация к
предпринимательской
деятельности.
Общее количество
часов по программе
Количество часов
Контрольны
Всего
е работы
Практические
работы
7
7
1
15
1
15
12
1
12
1
68
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7 f41bacc
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы предпринимательства 10 класс/ Егорова О.В., Михеева И.В. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2024
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Предпринимательская деятельность и российское законодательство
А.В. Баранов, Д.М. Юшкевич «Легион»,2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК
10