МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 314
ПРИНЯТО
на заседании
педагогического совета
МАОУ СОШ № 314
Протокол №1 от 29.08.2025
Приложение №1 к ООП
ООО,
утверждено приказом
директора
МАОУ СОШ № 314
от 29.08.2025 № 14/8-ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Психология общения»
для обучающихся 10 классов
Срок реализации программы: 1 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Психология общения» для 10 класса. Предмет «Психология
общения» является базовой дисциплиной, формирующей у обучающихся готовность к
работе в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные
и иные различия, приобретая способность к самообразованию и саморегуляции
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение, регламентирующее
реализацию рабочей программы в практике обучения, отражают следующие документы:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изм. и доп.);
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года №413 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (в редакции Приказа Минобнауки России от 29.12.2014 №1645);
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования";
• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
• Приказ Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 “О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N
345”;
• Примерная программа по «Психологии общения» для средних школ и в соответствии
c программой к учебникам для 10 классов.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Курс «Психология успеха в общении» направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию системно-деятельностного подхода к обучению по предмету.
Целью освоения дисциплины «Психология успеха в общении» является: формирование
системных знаний по психологии взаимодействия и бесконфликтного общения, которые
будут содействовать профессиональному и личностному развитию обучающихся и составят
психолого-педагогическую базу для их будущей профессиональной деятельности.
Освоение дисциплины предполагает:
• формирование понимания сущности общения, знание о природе общения.
закономерностях развития общения в онтогенезе;
• изучение теоретических основ понимания функций общения и роли общения в
психическом и личностном развитии человека;
• освоение технологий эффективного общения.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на
достижение личностных и метапредметных результатов обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие компетенций:
1) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
2) готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА В ОБЩЕНИИ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
По учебному плану МАОУ СОШ № 314 на изучение «Психологии успеха в общении»
в 10 классе отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
При составлении данной рабочей программы учтены рекомендации Министерства
образования об усилении практической, экспериментальной направленности преподавания
учебного предмета.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПСИХОЛОГИЯ УСПЕХА В ОБЩЕНИИ»
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать
следующие результаты образования.
1) Знать: - сущность общения, критерии и функции общения и роль в психическом развитии
-особенности развития коммуникативных навыков в разные возрастные периоды - виды,
стили и уровни общения
2) Уметь: - организовывать взаимодействие в группе при проведении дискуссии, ролевой
игры, тренингового упражнения для формирования способности организовывать
совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной
среды - организовать совместную деятельность в учебной группе в условиях учебного
занятия (ролевые игры, тренинговые упражнения) для формирования способности
организовывать совместную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их
развития - взаимодействовать с учениками учебной группы при подготовке заданий
практических занятий для формирования способности взаимодействовать с
педагогическими работниками и другими специалистами по вопросам развития детей;
3) Владеть: - техниками бесконфликтного общения, навыками проведения дискуссии,
тренингового упражнения, ролевой игры для формирования способности организовывать
совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной
среды - навыками взаимодействия с учениками учебной группы при подготовке заданий
практических занятий для формирования способности взаимодействовать с
педагогическими
работниками и другими специалистами по вопросам развития детей, участниками
образовательных отношений.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Психология общения» ориентировано на освоение
основной образовательной программы на базовом уровне в части формируемой
участниками образовательных отношений на базовом уровне в части, формируемой
участниками образовательных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Психология (4 часа)
1.1. Общая характеристика общения
1.2. Критерии общения общения.
1.3. Общение и коммуникация: сходство и различие
1.4. Функции общения
Раздел 2 Коммуникативная функция общения (4 часа)
2.1. Структура коммуникативного процесса
2.2. Средства общения: вербальные и невербальные
2.3. Характеристика коммуникативного поля (ситуации)
2.4. Коммуникативные барьеры
Раздел 3. Интерактивная функция общения (7 часов)
3.1. Общение и деятельность
3.2. Стили общения
3.3. Позиции партнеров в общении
3.4. Типы взаимодействия в общении
3.5. Психология конфликта
3.6. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
Раздел 4. Перцептивная функция общения (7 часов)
4.1. Общение как восприятие людьми друг друга
4.2. Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия)
4.3. Типы каузальной атрибуции
4.4. Эффекты межличностного восприятия
4.5. Межличностная аттракция. Уровни аттракции (симпатия, дружба, любовь)
4.6. Психология манипуляции
4.7. Убеждающая коммуникация
Раздел 5. Технологии эффективного общения (10 часов)
5.1.Технология эффективного общения Э.Берна
5.2.Технология беспроблемного общения Т. Гордона
5.3.Технология моделирования успеха в общении Р.Бэндлера и Дж.Гриндера
5.4.Рефлексия как потенциал успеха в общении
5.5.Доверие как потенциал успеха в общении
Раздел 6. Тренинг (2 часа)
6.1.Тренинг «7 навыков высокоэффективных людей»
9.2. Тренинг «Я и другие»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздела Тема
Количество часов
1.
Психология
4
2.
Коммуникативная функция общения
4
3.
Интерактивная функция общения
7
4.
Перцептивная функция общения
7
5.
Технологии эффективного общения
10
6.
Тренинг
2
Итого
34
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценивание достижений обучающихся по программе «Психология успеха в общении»
осуществляется по четырёхбальной системе.
Критерии выставления отметки "5"(отлично):
· знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;
· умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные
связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
· отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя.
Критерии выставления отметки «4» (хорошо):
· знание всего изученного программного материала;
· умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
· незначительные (негрубые) ошибки и недочѐты при воспроизведении изученного
материала.
Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):
· знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;
· затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи учителя;
· умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
· наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала.
Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):
· знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы;
· отдельные представления об изученном материале; отсутствие умений работать на уровне
воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
· наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основная литература:
1. Столяренко, Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник для колледжей / Л.Д.
Столяренко. - Издательство: Феникс, 2021. - 317 c.
2. Садовская В.С., Ремизов В.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО Издательство: Юрайт, 2022. - 170 c.
3. Психология: Учебное пособие. VI класс./ Под ре. И.В. Дубровиной. – М.: Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 192 с.
4. Психология: Учебное пособие. VII класс./А.Д. Андреева, Е.Е.Данилова, И.В. Дубровина,
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательство Московский
психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с.
Дополнительная литература:
1. Горянина В.А. Психология общения. М.: Изд-во Академия, 4-е издание. 2012, 416 с.
2. Рогов, Е.И. Психология общения: тесты / Е.И. Рогов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
3. Чернова, Г.Р. Психология общения: Учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. - СПб.:
Питер, 2018. - 248 c.
4. Шейнов, В.П. Поссорься со мной, если сможешь. Психология бесконфликтного общения /
В.П. Шейнов. - СПб.: Питер, 2017. - 320 c.
5. Басюк, Виктор Стефанович. Основы педагогики и психологии: 10—11-е классы :
методическое пособие к учебно-методическому комплекту В. С. Басюка, Е. И. Казаковой, Е.
Ю. Брель и др. / В. С. Басюк, Е. И. Казакова. — Москва : Просвещение, 2024. — 66 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. https://lecta.ru/mix/playlist-pedagogic/index.html Цифоровое дополение к учебнику Основы
педагогики и психологии: 10—11-е классы : методическое пособие к учебно-методическому
комплекту В. С. Басюка, Е. И. Казаковой, Е. Ю. Брель и др. / В. С. Басюк, Е. И. Казакова. —
Москва : Просвещение, 2024. — 66 с.
2. https://bibliogid.ru - BiblioГид. Списки лучших детских книг, новинки и рецензии,
писатели и иллюстраторы.
3. http://www.library.ru - LiBRARY.RU - информационно-справочный портал. Материалы для
библиотекарей и читателей, каталог библиотечных сайтов, виртуальная справка, читальный
зал, новости библиотечной жизни, форум
4. https://znanierussia.ru/ сайт Российское общество «Знание»